В России очередной всплеск ДТП с погибшими людьми, которые были спровоцированы нетрезвыми автомобилистами. За 2015 год в авариях с участием пьяных водителей погибли более четырех тысяч человек. Инициативная группа россиян начала сбор подписей с требованием переквалифицировать подобное преступление и приравнять его к умышленному убийству.
Всего за один день в Челябинске произошло два резонансных ДТП с участием пьяных водителей. Утром 8 октября на Свердловском тракте Honda Civic, за рулем которой находился нетрезвый Александр Филин, на огромной скорости протаранила карету скорой помощи. В итоге погибли 60-летний водитель неотложки, 26-летний фельдшер и десятимесячный ребенок. Мать малыша и 22-летний второй фельдшер получили серьезные травмы. Сам Филин отделался переломом ноги. Примечательно, что данный автомобиль 66 раз попадал в поле зрения ГИБДД. Вечером этого же дня пьяная сотрудница ГУ МВД по Челябинской области устроила аварию с участием четырех машин. В этом ДТП пострадал 60-летний пешеход. Спустя два дня, 11 октября, в поселке Кременкуль, что находится у границы с Челябинском, экипажи ДПС устроили погоню за нетрезвым водителем ВАЗ-21043. Гонки закончились стрельбой и ранением скрывающегося в ногу. После задержания выяснилось, что 33-летний мужчина уже лишен водительских прав за езду пьяным.
После ситуации со скорой помощью в Интернете появилась петиция, в которой Ассоциация авторадиоклубов России потребовала у Верховного суда РФ, правительства и Госдумы внести поправки в законодательство и приравнять смертельные ДТП с участием нетрезвых водителей к умышленному убийству. На момент написания материала под этим обращением подписались более 200 человек. В письме приводится список последних трагических аварий, которые учинили пьяные автомобилисты.
8 октября в Якутске на пешеходном переходе водитель грузовика насмерть сбил 12-летнюю девочку и скрылся с места ДТП. Спустя 20 минут он был задержан дежурным нарядом полиции. Экспертиза показала наличие в его крови алкоголя.
Утром 9 октября на трассе Р-258 «Байкал» произошло ДТП, в котором погибла 63-летняя пенсионерка. По данным ГИБДД, пьяный водитель Honda Odyssey вылетел на встречку и столкнулся с ВАЗом. В результате аварии женщина за рулём отечественного авто погибла на месте. 35-летний водитель иномарки получил ушиб грудной клетки.
В субботу, 8 октября, в Калининградской области 33-летний мужчина на Audi не справился с управлением и допустил наезд на дерево. В результате ДТП 38-летний пассажир скончался на месте. Водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, получил телесные повреждения.
В ночь на 9 октября на автодороге Орел–Смоленск 28-летний водитель автомобиля Volkswagen Passat, не справившись с управлением, врезался в дорожное ограждение, после чего съехал в кювет и перевернулся. В результате ДТП 28-летний пассажир иномарки от полученных травм скончался на месте. Водителя с травмами различной степени тяжести госпитализировали больницу, где у него было установлено алкогольное опьянение.
За одни выходные из-за нетрезвых водителей погибло пять взрослых людей и двое детей. И это только известные нам случаи. Если брать статистику, то в России в 2015 году с участием пьяных автомобилистов произошло более 15,3 тысячи ДТП. В них погибли четыре тысячи человек и более 25 тысяч получили различные травмы. Для устрашения алководителей законодатели ввели в Уголовный кодекс РФ статью 264.1 «Нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Вот только наказание у нее до двух лет лишения свободы. Мы не спорим, что судебная практика уже накопила достаточное количество обвинительных приговоров по данной статье, но наказание не достаточно жесткое для российских реалий. Очень часто, отбыв часть срока, преступник освобождается по УДО.
В Госдуме уже рассматривали возможность ужесточения наказания для любителей выпить за рулем. В 2014 году депутат Алексей Журавлев предлагал лишать их водительских прав на срок от 2 до 5 лет, если в ДТП пострадавшие получили тяжкие телесные повреждения, а в случае гибели человека – от 5 до 10 лет, при количестве двух и более жертв – от 10 до 20 лет.
«По-хорошему надо пожизненно лишать прав за то, что пьяный водитель насмерть сбил пешеходов или допустил другое ДТП со смертельным исходом, и по его вине погибли люди, но, к сожалению, нет такой международной практики. И мы исходим из того, что предлагаем ввести максимально большой срок за это злодеяние», – заявил изданию «Известия» Журавлев.
Однако в петиции речь идет не о водительских правах, а о сроке в колонии. Врезавшемуся в машину скорой помощи Александру Филину предъявлено обвинение по части 6 статьи 264 «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Ему грозит срок от 4 до 9 лет. Это слишком малое наказание для того, кто лишил жизни троих человек. Но и пожизненный срок будет перебором.
«Нужно понимать, что водитель, садясь за руль в нетрезвом состоянии, совершает преступление, но в тоже время он не имеет цели кого-либо убить. Поэтому применять к нему статью 105 "Убийство" будет неправильно. Как и требовать пожизненного срока. Другое дело, что нужно менять имеющуюся статью 264 УК РФ. На фоне текущей ситуации она требует ужесточения наказаний. Максимальный срок в девять лет за смерть трех людей – это очень мало. Кроме того, можно добавить конфискацию транспортного средства, на котором ехал водитель (даже если оно ему не принадлежит), вводить более серьезный срок лишения права управления транспортными средствами, добавить штраф на сумму от миллиона рублей. Подобные жесткие меры, возможно, и подействуют на российских автомобилистов», – пояснил юрист Павел Одинцов.
Фото: Фото сообщества «Подслушано ЧМЗ (Official)» / ВКонтакте