Трасса была проложена частично по лесному массиву, частично по полю и закольцована. Тихое место. Жутковатое. Организаторы выдали нам свои мощные автомобили и разрешили «нащупать предел возможностей», что казалось весьма сомнительным занятием ввиду близости сосен и частично влажного асфальта. Я проехал несколько кругов и уступил руль коллеге, который хмуро наблюдал мои заезды, а пересаживаясь, изрек ключевую фразу: «Гляди, как надо». Вернее, он ее не озвучивал, просто она читалась в каждом его жесте.
Он сел в спортивное кресло, пристегнулся одним росчерком, долго настраивал руль и зеркала, примеряясь к замшевой баранке. В общем, знал, что делает.
С места, как водится, рванул под присвист шин, в первом повороте подрезал обочину, в дальней шпильке слегка перетормозил, но ничего критичного.
Из леса трасса выныривала на короткий прямик, за которым был среднескоростной поворот и еще один прямик. В этом повороте я ехал, быть может, 70-80 км/час. Мой коллега вылетел из леса уже километрах на 90, продолжая разгоняться в пол. Я видел набегающий поворот и подумал что-то вроде: «Черт возьми, а он в самом деле мастер». Лично я не знал, как оттормозиться с такой скорости и попасть в данный поворот, но автогонщики часто превосходят ожидания, так что я не напрягался.
Итак, скорость на 20 км/час выше моей зоны комфорта, поворот набегает, водитель молчалив, воздух пахнет озоном и...
И ничего. Без торможения он вылетел в поле, и метров сто мы скакали, как объездчики мустангов, отрывая пластиковые детали и смяв левый порог. Я, наверное, посмотрел на водителя с немым вопросом, и он, смутившись, сказал: «Блин, что-то я проморгал поворот». Серьезно?
Я с подозрением отношусь к фразам вроде «Давай покажу, как надо», «Тут можно быстрее», «По такой грязи я на шестерке ездил», «Могу для эффектного кадра...» и так далее.
Будь я режиссером, снял бы ролик, в котором герой говорит одну из таких фраз. Титр: «Два часа спустя». Общий план. Средний план. Крупный план. Герой кручинится над вывороченной подвеской. Или убеждает тракториста: «Да здесь недалеко...» Или пишет объяснительную.
Что интересно, в подобные передряги угождают люди, которые водят много лучше среднего, имеют понятие о контраварии, а иногда – и автоспортивный опыт. Верно и обратное: новички, женщины и просто водители без амбиций редко становятся авторами подобных глупостей.
Меня давно интересовал психологический аспект сего явления. Вот есть водитель Х (не хэ – икс). Вполне себе хороший водитель, который полчаса нарезал круги в свое удовольствие и делал это технично и безошибочно. Но вот ты расчехляешь камеру и просишь повторить, добавляя для верности: «Шибко быстро не надо». Но первый же проезд заканчивается сломанным бампером, пробитым колесом, погнутым диском, утонутием в прибрежной тине, диагональным вывешиванием – нужно подчеркнуть.
Ну как так? Какой тумблер щелкает в голове, выключая весь опыт, осторожность и рефлексы? Где наш чемпион?
Раза три в роли «героя» был я сам и бесчисленное количество раз наблюдал подобное в исполнении других. Меня это не удивляет. Говоря кому-то не гнать, я испытываю муки совести, потому что знаю – не послушают.
Я научился распознавать тот дурноватый блеск глаз, тот резвый старт с места, ту кавалерийскую посадку за рулем, когда мастерство уступает место тщеславию. И оказывается, что тщеславие сильнее. Нужно быть очень профессиональным водителем, чтобы даже с установкой «Дай-ка я им всем покажу» проехать чисто.
Конечно, нужно разделять автогонки и гражданскую жизнь. В соревнованиях, как правило, невозможно почувствовать предел, не перейдя его. На одних курсах контраварийной подготовки именно водитель, чаще других попадавший в аварии на тренировках, выиграл итоговые соревнования, показав лучшую скорость (и не ошибившись). Но то – соревнования.
Если в автомобили установить черные ящики с миелофонами (устройствами для чтения мыслей), то почти каждому происшествию на дороге предшествовала бы одна из тех ключевых фраз. «Чего он тупит?», «Глядите, как я могу», «Я даже на дорогу не смотрю», «Маша считает, что я классный», «Я 20 лет без аварий», «Передний привод не заносит», «На шипах по льду – как по асфальту».
Рефлексы, скорость реакции, точность руления, совершенство автомобиля – все это неплохо. Но риск аварии гораздо больше зависит от установки, которую дает себе водитель. И мысль «Я еще не такое могу» – лучший способ стать клоуном, когда хотел выглядеть акробатом.
Фото: Фото автора