В пятницу я стал свидетелем любопытного зрелища: дюжина сотрудников ГИБДД перекрывает трассу и устраивает водителям поголовные проверки на алкоголь. Расцвет тирании или шаг к гражданскому обществу?
Практика тотального контроля пришла к нам из западных стран, например, подобные рейды устраивают во Франции. В России первопроходцем стала Казань, которая любит обкатывать идеи на себе, а я побывал на рейде в Челябинской области.
На деле все не так страшно, как казалось. Трассу не перекрывают совсем: сотрудники тормозят около дюжины автомобилей подряд и направляют их в коридор, где с каждым водителем работает отдельный инспектор. Как таковых продувок нет: сотрудник проверяет документы, и если у водителя нет признаков опьянения, алкогольного или наркотического, проверка заканчивается. Подозрительные машины отгоняют в сторону, и водители тут же проходят медосвидетельствование в мобильной лаборатории в присутствии понятых.
Потеря времени для порядочных водителей стремится к нулю: мы засекали время, и в среднем выходило 1,5-2 минуты на проверку.
Честно говоря, я предвидел изрядный скепсис и негатив водителей, но на деле его не было: большинство реагировало доброжелательно, и за полтора часа я увидел лишь пару недовольных лиц.
Впрочем, не будем спешить с выводами. Большинство водителей впадало в транс от чести проехаться вдоль строя из людей в форме, будто ты какой-нибудь генерал на параде, и даже у скандалистов, подозреваю, любопытство победило привычку бухтеть. Плюс ругаться при таком количестве сотрудников полиции решится не каждый. Да и организовано все было весьма четко, так что большинство водителей уезжало быстрее, чем в голове засвербели мысли о правах человека, демократии, свободе, равенстве и братстве.
Понятно, что за глаза, возможно, кто-то ругнулся, а когда уйдет эффект новизны, недовольных станет больше. Кто-то торопится, кому-то приспичило, другие поймут, что теперь чревато ездить даже с похмелья.
Поэтому волна критики, особенно в Интернете, вполне ожидаема. Но мне подобная практика показалась любопытной, и если не вдаваться в детали, я голосую за.
Выбор автомобилей для проверки обезличен: это дюжина машин подряд, которым повезло оказаться рядом в момент открытия коридора. А значит, могут остановить и Audi с блатными номерами, и девочку на красной «Микре», которая последний раз общалась с сотрудником ГИБДД в автошколе.
Публичность мероприятия снижает риски злоупотреблений с обеих сторон, и я думаю, так проще и инспекторам, и самим водителям. Кто бы из них ни включил быка – это чревато скандалом, ибо наблюдателем процесса может стать, в общем, любой желающий.
Роль инспектора – лишь первичная проверка, поэтому в случае подозрений водитель попадает в руки медиков, и оценка проводится уже лабораторными методами, а значит, меньше рисков нарваться на «учебный алкотестер».
Но главное, подобные мероприятия имеют сильный имиджевый эффект. Когда видишь этакий перформанс накануне 23 февраля, слишком отчетливо понимаешь, что через неделю в зеленом коридоре может оказаться и твоя машина. Даже если сотрудники ГИБДД ей не интересовались три года. Или тридцать.
Поддерживаете ли вы поголовные продувки водителей?
Фото: Фото автора