Поводом для написания статьи стала фраза на одном из форумов: «На прилегающих территориях не может быть прилегающих территорий!» Естественный вопрос: почему? Очень даже может быть.
Представьте себе прилегающую территорию «больничный городок». К городку ведет дорога – проезд. Именно такое определение дорогам на прилегающих территориях наиболее уместно, поскольку именно оно чаще всего звучит в сводах правил, СНиПах и т.д.
Граница между дорогой общего пользования и началом проезда – это въезд на прилегающую территорию. Именно здесь до 2003 года заканчивалась сфера действия ПДД. Но в связи с принятием закона «Об ОСАГО» в ПДД появилась сноска, что правила действуют на прилегающих территориях в полном объеме, и проезд стал полноценной дорогой, поскольку на нем есть ее главный признак – проезжая часть, которая к тому же предназначена для сквозного движения.
Понадобилось еще 9 лет, чтобы Верховный суд подтвердил: да, на прилегающих территориях могут быть дороги. К проезду могут прилегать стоянки. От проезда могут начинаться другие проезды, к которым также могут прилегать стоянки. Уровень вложенности может быть любым.
Вернемся к требованиям ПДД на прилегающих территориях. Их воспринимают однобоко. Например, произошло ДТП. Кто виноват? Тот, кто не уступил дорогу помехе справа, так как на прилегающих территориях знаков приоритета нет, как нет и светофоров. Или один товарищ выезжал со стоянки задним ходом, а другой двигался по проезду. ПДД лихо разруливают и эту ситуацию.
Но копать надо глубже, намного глубже.
Вспомните хотя бы п. 12.4 ПДД. Данный пункт на проездах действует в полном объеме. Например, от стоящего автомобиля до противоположного края проезда не должно быть менее 3 метров. Тогда любой транспорт, включая широкую пожарную цистерну, сможет проехать.
Или, например, запрет из п. 12.4 ПДД, который стоит привести дословно: «Остановка запрещается в местах, где транспортное средство сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств».
Возьмем дворовую помойку. Извините: «контейнерную площадку для сбора мусора». По СанПиН к ней ведет «подъездной путь для автотранспорта», по ПДД – дорога. Перекрыли движение по дороге – нарушили п. 12.4 ПДД.
Уже слышу вопли возмущения: нам еще СанПиН какие-то не хватало учить! А куда вы денетесь? Раз расширили нормы ПДД на прилегающие территории, извольте следовать требованиям закона «О безопасности дорожного движения», которые обязывают водителей знать и соблюдать все нормативно-правовые акты в данной области.
Не хотите – заставим! Два раза не хотите? Ищите автомобиль на штрафстоянке. КоАП вполне позволяет эвакуировать автомобиль, который припаркован в нарушение требований ПДД, в том числе возле помойки.
А теперь вспомним о требовании пункта 19.3 ПДД. На неосвещенных участках дорог в темное время суток и при недостаточной видимости автомобиль должен быть обозначен габаритными огнями. Требования к освещенности двора регулируется все теми же СанПиН. Но если управляющая компания поленилась вовремя заменить лампочки, извольте оставленный на ночь на проезде автомобиль обозначить габаритами! Дурость? Тогда в случае, если в ваш автомобиль въедут, даже при движении задним ходом, вы становитесь виновником ДТП. Пускай и не на 100%.
А что у нас с газонами? «На озелененных территориях запрещается проезд и стоянка автомашин, мотоциклов и других видов транспорта», – Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Правила утверждены на федеральном уровне, следовательно, наказание за стоянку на газоне возможно только по нормам КоАП. Но соответствующей статьи в КоАП пока нет.
Запрет стоянки на детских и спортивных площадках по-прежнему регулируется местным законодательством и наказывается по Административному кодексу субъекта РФ.
«На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели», – п. 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10. Наказание предусмотрено в ст. 6.4 КоАП – штраф от 500 до 1000 руб.
Подведем итог. Там, где ездят автомобили, в том числе и во дворах, необходимо руководствоваться ПДД. Если в ПДД нет каких-то норм, например, сложно определить, где во дворе дорога – проезд или подъезд, смотрите СНиПы, СанПиНы, СП и т. д.
Вопросы, которые лежат за пределами ПДД, но касаются действий водителей во дворах, регулируются кучей других документов, которые необходимо знать и выполнять.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора