Из комментариев и писем в редакцию складывается впечатление, что водители склонны преувеличивать всемогущество понятия «помеха справа». Хотя то, что справа, не всегда помеха.
Понятие-расчлененка
Народный бренд «помеха справа» в ПДД не фигурирует, и сам принцип раскидан по трем пунктам.
На пересечении равнозначных дорог действует п. 13.11, например, когда смыкаются две второстепенные дороги, а главная поворачивает.
Для одновременного перестроения действует п. 8.4, который, с одной стороны, обязывает при смене полосы уступать тем, кто полосу не меняет, а с другой – отдает приоритет машине в правом ряду, если попутные автомобили меняют рядность одновременно.
Наконец, для ситуаций, когда траектории пересекаются и очередность не оговорена, действует п. 8.9.
На крайний случай
В целом понятие «помехи справа» служит этакой заглушкой на случай, когда не действуют другие пункты ПДД. Поэтому если очередность проезда регулируется иным образом, о «правой руке» нужно забыть. Скажем, если автомобиль объезжает аварийную машину, смещаясь влево под идущий поток, у потока, конечно, возникает формальная помеха справа. Но в данном случае эта самая помеха и обязана уступать.
Если знаки указывают, с какой стороны сужается дорога, то при перестроении уступает тот, кто «лишился» полосы из-за сужения.
Или такой пример: одна машина разворачивается на основной зеленый, вторая поворачивает направо на стрелку дополнительной секции, причем их траектории пересекаются. В таких случаях те, кто поворачивает, любят вспоминать про помеху справа, хотя в данном случае действует п. 13.5, обязывающий тех, кто едет на стрелку, уступить дорогу остальным.
Спорные ситуации
К сожалению, многие ситуации допускают двоякое толкование, и примеров – миллион. Скажем, как отличить выезды из дворов и с прилегающих территорий от пересечений равнозначных дорог? Иногда есть знаки, бывает, это очевидно. Но полно примеров, когда ни один из визуальных признаков не даст внятного ответа, какой из пунктов ПДД работает в данном случае: то ли дворовый проезд, то ли полноценная дорога…
Аналогично с затронутой недавно темой стертой разметки. Скажем, схема движения предполагает, что на сужении проезжей части исчезает правый ряд. Но если разметки не видно, то формально можно прикрутить п. 8.9 и правило правой руки, вынудив «левых» уступать.
И кто прав, если визуальные признаки говорят одно, а схемы – другое? Сидя за рулем, водитель не имеет телепатического доступа к дислокации невидимых знаков или, например, к карте города, где жилые зоны отделены от дорог.
К сожалению, в случае ДТП не избежать муторного разбирательства, а исход его весьма непредсказуем. Например, в слякотную погоду водитель не сумел разглядеть разметку, положившись на правило правой руки. А при разбирательстве в суде к делу приложены фотографии, где разметку пусть плохо, но видно. И судья вполне может оправдать более зоркого водителя.
Рецепт
Когда очередность проезда по каким-то причинам стала неочевидной, исходить лучше из наименее благоприятного варианта. Не пропускают – уступить. Даже если с точки зрения вселенского разума (после года разбирательств) правда на вашей стороне.
И аккуратнее с «помехой справа». Если потом выяснится, что действовали иные пункты ПДД, сослаться на помеху уже не получится.
К счастью, в подавляющем большинстве спорных ситуаций достаточно лишь чуть убавить амбиции и степень нажатия на газ. На скорость доезда это, как правило, не влияет.
Фото: Фото автора