4 июля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление правительства «О внесении изменений в ПДД».
В первую очередь изменения коснулись перевозки детей.
Отныне перевозка детей младше 7 лет «должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка». Никаких «иных средств». Такое отношение к маленьким детям вполне оправдано, поскольку, согласно приведенной на сайте Gibdd.ru статистике, «такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%». Аналогичные цифры указаны и в иных источниках.
Объясняется такая, казалось бы, фантастическая эффективность просто: у маленьких детей большая голова и слабая шея. Если маленький ребенок в кресле едет задом наперёд, и кресло фиксирует голову и шею в момент ДТП, то все риски нанесения самых серьезных травм сводятся к минимуму.
Чтобы закрыть тему перевозки детей до 7 лет, нужно сказать, что детские кресла обязательны только в автомобилях (в том числе грузовых), где имеются ремни безопасности или крепления ISOFIX. Нет креплений и ремней – нет необходимости в детских креслах.
Детей от 7 до 11 лет включительно разрешается перевозить:
с использованием детских удерживающих устройств хоть на переднем сидении, хоть сзади;
пристегнутыми штатными ремнями безопасности только на заднем сидении.
Если у вас с собой нет детского кресла, то без использования каких-либо дополнительных устройств пристегивайте ребенка на заднем сидении и можете ехать. Такая на первый взгляд странная позиция прокомментирована в пояснительной записке к данным изменениям (цитирую):
«По результатам проведённых испытаний были сделаны выводы о том, что другие средства (в качестве объекта испытания были выбраны книга, бескаркасное устройство, корректор (адаптер) лямок ремня безопасности) не обеспечивают должный уровень защиты ребёнка, сопоставимый с детским удерживающим устройством, удовлетворяющим требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
В ходе испытаний было также доказано, что другие средства с высокой вероятностью усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия для ребёнка по сравнению с ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства и используемыми для фиксации ребёнка без каких-либо дополнительных приспособлений».
Что можно сказать? С 2006 года водителей заставляли пристегивать детей, используя «иные средства» и различные сомнительного происхождения приспособления, чтобы по прошествии 11 лет выяснилось: простые ремни безопасности без всяких прибамбасов гораздо безопаснее. А нельзя было в 2006 году сделать наоборот? То есть сначала провести испытания, а потом сказать, как безопаснее перевозить детей?
Наконец-то детей-инвалидов, для которых невозможно подобрать какие-либо кресла, можно перевозить без опаски. Без опаски в ливень можно посадить маму с ребенком в машину на заднее сидение и довезти их до дома, не рискуя схлопотать штраф в 3000 руб. А если соседский ребенок на даче вдруг заболел, можно довезти его до больницы, не задумываясь в экстремальной ситуации об отсутствии кресла.
Более того, кресел для детей ростом более 150 см и весом более 36 кг ни в одной стране мира не выпускают. Теперь с их перевозкой нет проблем – посадили на заднее сидение, пристегнули – поехали.
По техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств» детские удерживающие устройства относятся к компонентам транспортного средства. Их установка и снятие – однозначно внесение изменений в конструкцию. Но поскольку они сертифицированы как компоненты, а их установка и снятие регламентированы инструкциями завода – изготовителя автомобиля и завода – изготовителя автокресла, то данные изменения в конструкцию регистрировать в ГАИ не нужно.
А что делать с тем барахлом, вроде адаптеров на ремень безопасности типа «ФЭСТ»; бескаркасных кресел; разных подушек, купленных в мебельных магазинах; свернутых одеял и т.д.? В мусорку однозначно!
На сертифицированных креслах имеется знак официального утверждения – п. 5.4.1 ЕЭК ООН №44-04. Знак может быть нанесен и на лямку. Знак – специальная табличка, форма и размеры которой, а также текст и кружочки на ней регламентированы вплоть до миллиметров. Без данного знака сертификация невозможна. Согласно п. 5.6 ЕЭК ООН №44-04 надписи на табличке должны быть нестираемыми, а сама табличка и маркировка – износостойкими.
Уловили? Объясняю. Если таблички на детском кресле нет, то перед вами – несертифицированное детское удерживающее устройство, попусту говоря, никому не нужная вещь, которая может нанести вред вашему ребенку. Как минимум его установка является внесением изменений в конструкцию со штрафом в 500 руб. по ч .1 ст. 12.5 КоАП, как максимум – нарушение правил перевозки детей со штрафом 3000 по ч. 1 ст. 12.23 КоАП.
Не рискуйте, ведь перед вами два пути:
Выкинуть барахло в мусорку сразу.
Заплатить штраф в 500 или 3000 руб. и затем выкинуть барахло в мусорку.
Конечно, все это теория, но кто знает, что нас ждет в очень ближайшем будущем – через неделю?
Бустер (в переводе английского – «подушка») является детским удерживающим устройством, если на нем нанесен знак официального утверждения. И на таких бустерах разрешается перевозить детей, в том числе на переднем сидении автомобиля. Как говорил год назад, бустеры предназначены для детей ростом более 125 см.
Предостерегаю владельцев магазинов: изготовление и продажа под видом детских удерживающих устройств различного рода изделий, не соответствующих требованиям правил ЕЭК ООН №44-04 является нарушением правил декларирования и маркировки детских удерживающих устройств и образует составы правонарушения, предусмотренные статьями 14.43, 14.44 и 14.46 КоАП. Короче, штрафанут от 100 до 700 тыс. руб.
Помимо изменения правил перевозки детей, в ПДД внесены и иные изменения:
1. Движение по встречной полосе левее сплошной или двойной сплошной линии разметки, движение левее разделительной полосы или трамвайных путей отныне запрещено пунктом 9.1.1 ПДД. Нарушение карается по ч. 4 ст. 12.15 КоАП – штрафом в 5 тыс. руб. или лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
2. «Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица», – п. 12.8 ПДД. Наказания за данное нарушение пока нет, но за депутатами «не заржавеет».
3. Раздел, описывающий горизонтальную разметку, претерпел косметический ремонт – его привели в соответствие с изменениями в ГОСТ от 28.02.2014 года. Не прошло и четырех лет.
Поправки вступают в силу 12 июля 2017 года.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Юрий Панченко