С начала года в Волгограде сгорело больше 280 автомобилей, то есть пожары регистрируют почти ежедневно, а с наступлением холодов статистика ухудшается. Автомобильные возгорания составляют почти 13% от общего числа пожаров, и это — не считая случаев, когда обошлось без вызова пожарных. Почему полыхают волгоградские автомобили и как этого избежать?
Город поджигателей
Доля умышленных поджогов в России — около 20%, и из года в год этот показатель только возрастает.
Основных мотивов у поджигателей три: месть, хулиганство или «наглядная агитация» ставить автомобили на платные стоянки.
За поджог автомобиля грозит часть 2 статьи 167 УК РФ, которая предполагает лишь суровые виды наказания: принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.
Сгорели по глупости
Целый класс пожаров не связан ни с поломкой, ни с поджогом — раскаленные части автомобиля легко поджигают всё, что горит.
Например, утеплители капота, которые в народе называют одеялами. Споры об их эффективности не утихают: утренним пускам они помогают едва ли. Но если уж решились на такую покупку, убедитесь в негорючести материала.
Есть прецеденты, когда под днищем от контакта с выпускным трактом или нейтрализатором автомобиля вспыхивает налипшая трава. Забытые под капотом промасленные перчатки, бумага или пакеты — из той же оперы.
Пороховая бочка на колесах
Неверно думать, что горят лишь старые автомобили. Для них риски выше, но в остальном не застрахован никто: например, пластиков разной степени горючести в современном автомобиле — около 300 килограммов!
Пожароопасными являются почти все технические жидкости. Например, этиленгликоль — популярный компонент охлаждающих жидкостей — очень горюч: температура вспышки от стороннего источника (искры) составляет всего 120 градусов, самовоспламенения — 380 градусов. А отдельные части выпускного коллектора раскаляются до 500–600 градусов.
Поэтому очень важно следить за герметичностью всех систем: масляной, тормозной, охлаждающей, усилителя руля, и, самое главное, системы топливоподачи. Любые подтеки, а тем более капли, трещины на шлангах и ослабление хомутов требуют немедленного внимания.
С пожаром накоротке
Для защиты от коротких замыканий у автомобиля есть блок предохранителей, которые перегорают, если ток превышает пороговую величину. Предохранители бывают разными: для одних систем достаточно 5 А, для других — 10 или 15, для третьих — 30 А. Пусковой ток автомобиля достигает сотен ампер, но кратковременно.
Замена предохранителя на более «мощный», а тем более на проводник, является очевидным риском.
Что происходит при коротком замыкании? Даже сравнительно небольшой ток в 160 А за 10 секунд разогревает медный провод до 500 градусов, а в случае с автомобилями токи могут быть гораздо выше. Но ещё раньше оплавляется проводка и образуется характерный шарообразный наплыв, который при расследовании пожаров ищут эксперты. Шутить с предохранителями не стоит.
Как не стоит шутить с электрикой вообще: одной из причин пожара специалисты называют некачественную установку сигнализаций и другого электрооборудования. Системы с автозапуском сами по себе неопасны, но в случае проблем не оставляют владельцу шанса вовремя отреагировать на предвестники пожара: запах и дым.
Как не сгореть на АЗС
Замечали, как порой искрит синтетическая одежда? Такой искры достаточно, чтобы поджечь пары топлива при заправке.
Есть, конечно, и совсем уж клинические случаи, когда водители подсвечивают горловину бака зажигалкой... Но их мы не обсуждаем.
Реально ли потушить автомобиль?
Всё решает время: после появления первых языков пламени до точки невозврата остается лишь пара минут. А вообще автомобиль выгорает за 5–7 минут, хотя активное тушение может затормозить процесс.
Мы тестировали штатные огнетушители: они не бесполезны, но время активной работы составляет несколько секунд — одна-две попытки. Сбить пламя с небольшой лужи бензина им по силам, но если под капотом разгорелось основательно, нужно как минимум несколько порошковых огнетушителей. А ещё наш тест показал, что через год 500-рублевый огнетушитель становится абсолютно бесполезным.
Что делать при возгорании автомобиля
Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота.
Высаживаем пассажиров, отгоняем на безопасное расстояние.
Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом пространстве.
По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10–20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.
Артём Краснов