Спецоперация на Украине, санкции Евросоюза и прочие связанные с ними события напрямую коснулись жителей Волгограда. С массовой сменой ценников и невозможностью сделать заказ столкнулись практически во всех сферах. Такой «болевой точкой» рынка оказались и автозапчасти.
Одним из тех, кто уже столкнулся с проблемой запчастей, стал волгоградский общественник Алексей Ульянов. Уже несколько дней он не может получить необходимую деталь из-за того, что поставщики не могут определиться, по какой цене ее продать.
— Мне нужен сальник коленвала. Запчасть важная, без нее автомобиль не едет, поэтому заказал оригинальную, японскую, — поделился горем Алексей Ульянов. — Заказ оформил на прошлой неделе в магазине Autodoc, оплатил сразу. Они обещали привезти ко вторнику, но в понедельник утром пришел отказ. Звоню с вопросами, говорят: «Поставщик отказывается везти — запчасти подорожали». А ведь я уже покупку оплатил, у меня чек на руках. Предложили мне перезаказать у другого поставщика, с которым они тоже работают. Запчастей в наличии много на складе в Москве — 10 штук. Цена на 150 рублей дороже. Согласился, заказал, всё оплатил. Сегодня утром история повторилась — отказ. Захожу на сайт, запчасть уже стоит 3 тысячи 100 рублей, а была изначально 2 тысячи 700 рублей. В третий раз перезаказал и оплатил, но не факт, что мне ее поставят.
По мнению общественника, отказы в поставке запчастей и постоянные изменения стоимости ничем не обоснованы и расцениваться должны как манипуляции с целью наживы.
— Я считаю это грубым нарушением закона о защите прав потребителей. Изменение цены на уже оплаченный товар меня не должно никак касаться, — добавил Алексей Ульянов. — Не удивлюсь, если мне завтра скажут, что сальник уже 5 тысяч стоит. И я вынужден буду отдать эти деньги, потому что мне нужна запчасть. У меня работа стоит, начальство негодует. А мной и остальными гражданами просто манипулируют, пользуясь тем, что выбора другого нет. Цены повышают не по принципу формирования цены, а просто как в голову взбредет. Я бы понял, если бы запчасти доставлялись из другой страны, но они лежат в Москве на складе. Я в недоумении, ведь дело даже не в деньгах, а в трате времени. Это повальная проблема, я думаю, что весь город сейчас с похожими трудностями столкнется. И ведь, по сути, мы сами у себя создаем эту истерию и панику.
Часть магазинов просто закрылась, указав в качестве причины «переучет» или «санитарный день».
— Приехал в магазин «Самурай», а там закрыто. Вывеска гласит «Санитарные дни до 3 марта», — рассказал недоумевающий автолюбитель. — Они вообще прекратили продажи. Я понимаю, они несут некие потери из-за курса валют, покупают же запчасти за доллары. Но полностью закрываться из-за этого — это неправильно. Ну давайте продуктовые еще закроем совсем и будем ждать, когда всё наладится.
Редакция V1.RU обратилась в ряд популярных в Волгограде и Волжском магазинов автомобильных запчастей.
— Мы последнее звено во всей этой цепи, информация доходит к нам далеко не сразу, но в целом общая картина сейчас везде схожая. Практически на все группы товаров цены потихоньку поднимаются, — рассказал представитель популярного интернет-магазина автозапчастей Emex.ru. — Что-то уже резко подорожало, что-то постепенно дорожает, но ожидаемый средний подъем составляет 30%. Точно сказать, на основе чего рассчитали увеличение цен именно в 30%, я не могу. Помимо курса доллара, большое влияние оказывают санкции: ограничение производства, ограничение поставок материалов, сырья. В первую очередь всё регулируется финансовыми рынками, но нынешние изменения в основном связаны с событиями прошлой недели на Украине, с началом спецоперации. Это же очевидно.
По мнению специалиста, полного прекращения поставок запчастей опасаться не стоит, так как всегда найдутся аналоги. Вот только качество таких деталей может заставлять желать лучшего, поскольку производятся они не всегда легально.
— В топе прайс-листов сейчас немало позиций, которые недоступны для заказа, поскольку поставщики занимаются переоценкой, — поделился представитель Emex.ru. — Стоимость меняется, и поставщики не торопятся продавать по старой цене. Но полного запрета поставок каких-либо запчастей от какого-либо производителя нет. В условиях глобализации это маловероятно. Разве что в случае истечения каких-то контрактов по дистрибьюторским и дилерским направлениям могут и приостановиться поставки. Это больше относится к сфере продажи автомобилей. У меня, например, есть информация по марке Land Rover. Поставки оригинальных запасных частей из Великобритании прекращены. Где дилеры будут брать запчасти, пока неизвестно. Но могу сказать, что на любые детали зачастую есть аналоги. Плюс, я думаю, что активируются серые рынки, не совсем легальные, скажем так. А куда деваться? Альтернативы нет.
О массовой остановке с приемом заказов сообщили и в магазине «Автосклад34» в Волжском.
— Все, кто занимается сейчас импортом запасных частей, практически полностью приостановили поставки и прием заказов, потому что никто не понимает, как перечислять средства и когда придет товар, — рассказал управляющий магазином. — Даже некоторые транспортные компании изменили условия. С курсом полное непонимание, что и как будет. Все, у кого есть какие-то складские остатки в России, чувствуют себя относительно неплохо. Вопрос только в цене. Пока повышение идет хаотичное. Кто-то поднимает плавно ежедневно на 3–5%, а кто-то сразу резко взвинтил цены. Есть, например, поставщики, которые подняли цену на 47% разом. Некоторые полностью отменили поставки до стабилизации условий. Мы пока относительно стабильно работаем. Остатков много, на центральных складах в Москве всегда запчасти хранятся с запасом, поэтому по наличию в ближайшее время проблем быть не должно. Основная проблема именно с ценами, поскольку практически всё импортное и всё зависит от курса.
По мнению специалиста, отгрузка товара покупателю по цене ниже закупочной может разорить продавца.
— Почему происходит повышение цены на товары, которые уже закуплены поставщиком и лежат на складе? Всё на самом деле очень просто. Отпускная цена запчасти должна быть эквивалентна той, по которой поставщик закупит новую партию. Любой дистрибьютор запчастей, телефонов, машин — неважно чего — исходит из цены, по которой покупает. Если он купил запчасть условно за 100 долларов по курсу 75 рублей, то есть за 7 тысяч 500 рублей, то сейчас всё те же 100 долларов это уже 10 000 рублей. Если он продаст по старой цене, он просто разорится. Это то же самое, что продать и не заработать ни на зарплату людям, ни на налоги, ничего. Выжить так невозможно. Повышение цен будет в любом случае во всех сферах. Усугубляет ситуацию, что запчасти — это практически на 100% импортный товар. Отечественные производители, даже те немногочисленные, которые существуют, как правило, поднимают цены так же, как и западные, но это не повод для паники. Будем жить дальше, всё будет в порядке.
Напомним, 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале спецоперации по защите Донбасса. В этот же день случился резкий скачок курса валют, а Запад анонсировал новые санкции. Продавцы электроники ожидаемо отреагировали повышением цен, а волгоградцы задумались о приобретении их продукции впрок. В отделениях банков Волгограда возник повышенный спрос на валюту и нехватка наличных в банкоматах. Впрочем, на автозаправочных станциях и в продуктовых магазинах города ажиотажа не возникло, и гречка осталась лежать на прилавках. В то же время волгоградцы заметили повышение цен на определенные товарные категории на рынках и оптовых базах города.