СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

В Волгограде появится памятник трамваю

К столетию запуска в Волгограде трамвайного движения возле ДК «Метроэлектротранса» появится уникальный памятник. Трамвай МС-4 1932 года выпуска до апреля находился на территории Санкт-Петербургского трамвайно-механического завода. Отметим, что в Волгоград

Поделиться

Поделиться

К столетию запуска в Волгограде трамвайного движения возле ДК «Метроэлектротранса» появится уникальный памятник. Трамвай МС-4 1932 года выпуска до апреля находился на территории Санкт-Петербургского трамвайно-механического завода. Отметим, что в Волгоградской области уже есть памятник трамваю, установленный возле трамвайного депо в городе-спутнике Волгограда Волжском. Однако специалисты МУП «Метроэлектротранс», заявляя, что изначально была поставлена задача сделать памятник, не исключают возможности и полного восстановления этого вагона, выпущенного в 1932 году.

«Трамваи такого типа выпускались еще до войны и эксплуатировались во многих города, в том числе и Сталинграде, – говорит заместитель директора завода «Волгоградэлектротранс» Виктор Спицын. – Именно этот трамвай был приобретен в Санкт-Петербурге, фурой привезен в Волгоград, и к столетию волгоградского трамвая мы должны будем сделать из него музейный экспонат, который будет установлен возле ДК «Метроэлектротранса». Причин, по которой выбор пал именно на эту площадку, две. Во-первых, сама площадка расположена достаточно удобно, а во-вторых, здание ДК расположено вблизи трамвайного депо №1, построенного в 1913 году бельгийской строительной фирмой, и с того времени лишь немного реконструированное. Пока задача стоит сделать именно памятник, а дальше поживем – увидим. Три года у нас еще есть».

Восстановление трамвая осложняется еще и тем, что, к сожалению, не сохранилось никаких чертежей этой машины. Даже во всезнающем Интернете с трудом удалось найти несколько фотографий того, как выглядел этот трамвай: «Перед нами поставлена задача постараться восстановить хотя бы внешний облик вагона, – говорит начальник ПТО МУП «Метроэлектротранс» Александр Чекрыгин. – Мы поднимаем исторические документы и пытаемся восстановить его первозданный облик. Возможно, какие-то архивные документы, чертежи, будем запрашивать с завода-изготовителя для того, чтобы памятник выглядел так, как будто вагон только что вышел из ворот завода. Это программа-минимум. Если же будет поставлена задача сделать так, чтобы поставить его на рельсы, и он начал перевозить пассажиров, будем стараться выполнить и ее. Безусловно, это будет намного сложнее, чем просто восстановить внешний вид. Вагон пришел пустой, без оборудования, и найти запасные части к нему будет очень сложно. Но мы все же попробуем».

Сам по себе трамвай был способен эксплуатироваться и без разворотного кольца. С обеих сторон вагона находились кабины вагоновожатого, практически ничем не отделенные от пассажирского салона. Управление вагоном осуществлялось с помощью крана машиниста, в котором было три положения. При движении ручки вправо-вперед вагон набирал скорость, при установке ручки крана посередине трамвай катился накатом, при подаче ручки влево-вперед срабатывали пневматические тормоза и вагон останавливался. Рядом же находился цепной привод ручного тормоза трамвая. Любопытно, что вагоновожатый не сидел, как сейчас, а стоял, а кабина водителя заканчивалась практически сразу же с началом входных дверей, расположенных по обеим концам вагона с левой и правой стороны. Салон вагона был рассчитан, в среднем, на 24 сидячих пассажира, при этом полная пассажировместимость вагона составляла 100 человек. Вагоны эксплуатировались либо одиночными, либо в сцепке с такими же самоходными вагонами, либо к ним прицеплялись несамоходные один-два вагона серии М.

В МУП«Метроэлектротранс» заявили, чтовосстанавливать трамвай для того, чтобыон ездил по городским улицам, не будутиз-за соображений безопасности дорожногодвижения: «Мы давно работали с питерскимтрамвайно-механическим заводом, –пояснил 34auto.ru главный инженер МУП«Метроэлектротранс» Николай Мосин.– Увидели этот вагон и договорились,чтобы его забрать. Ставить его на ход ипускать по действующим путям его мы небудем из-за соображений безопасности.Трамвай был выпущен в 1932 году. У негораритетные тележки, которые за все времясуществования вагона фактически пришлив негодность. Новых таких тележек мы несделаем, а отремонтировать старую врядли удастся. Поэтому, скорее всего, этомувагону уготована участь памятника».

В администрацииВолгограда не исключают, что в городемогут появиться памятники первомусталинградскому трамваю и первомусталинградскому троллейбусу: «А почемубы и нет? – размышляет начальник отделатранспорта департамента городскогохозяйства администрации ВолгоградаАлександр Булдаков. – Я был в Самаре,там стоит памятник трамваю. Выглядитвполне прилично, за ним ухаживают,регулярно подкрашивают. Опять же,влюбленные свидания назначают. Скоротакой памятник появится и у нас. Приэтом было бы неплохо, если бы еще появилисьпамятники первому автобусу Сталинградаили первому троллейбусу. Но здесь всеупирается, во-первых, в желание, во-вторых,– в деньги, а в-третьих, в наличиесобственно экспоната. С трамваем повезло– удалось найти. Но повезет ли так же савтобусом или троллейбусом – вопроспока остается открытым».

Впрочем,памятник автобусу в Волгограде, скореевсего, не появится: «Памятникаволгоградскому автобусу скорее всегоне будет, – говорит директор ПАТП-7Алексей Симоненко. – Хотя бы потому,что найти машину, которая бы работалав 40-50-е годы в Сталинграде практическиневозможно, а ставить памятник тому жеЛиАЗ-677 было бы не совсем логично. Да ипотом, эти автобусы до сих пор у насработают на линии. Кроме того, возникаютвопросы с местом для памятника, вопросыфинансов... С трамваем в этом отношениивсе же будет проще. Что же касаетсяпамятника автобусу, то, откровенноговоря, пока не возникало даже такихмыслей».

Историческая справка:

Моторныйвагон серии Х – серийный типовой образецсоветского двухосного двустороннеговысокопольного трамвайного подвижногосостава. Вагоны этого типа выпускалисьМытищенским машиностроительным заводоми Усть-Катавским Вагоностроительнымзаводом в 1927-1941 годах. Первая крупнаяпартия таких вагонов была поставленав Харьков, поэтому первая буква города,где располагалось трамвайноехозяйство-заказчик, стала обозначениемвсей серии. Обычно моторный вагон серииХ работал с одним или двумя прицепнымивагонами серии М. Последние строилисьна основе узлов и деталей моторныхвагонов, имели с ними сильное внешнеесходство, но отличались по рядуконструктивных решений. Вагоны серийХ и М выпускались на различную колею(1000, 1435, 1524 мм) и с различной длинойкорпуса. Впоследствии ряд вагонов этихсерий были переоборудованы в одностороннююмодель. В трамвайных хозяйствах советскихгородов вагоны серий Х и М работали доначала 1970-х годов, после чего были списаныи утилизированы. Несколько уцелевшихтрамваев этого типа (преимущественномоторных серии Х) являются музейнымподвижным составом или несамоходнымивагонами-памятниками в различных городахРоссии и Украины. Трамвай с бортовымномером 2420 до недавнего времениэксплуатировался на Петербургскомтрамвайно-механическом заводе в качествевагона-буксира. После окончанияэксплуатации вагон был передан вВолгоград. Добавим, что трамваи такоготипа работали в Сталинграде с 1933 по 1967годы.

Фото: Видео Максима КУЗНЕЦОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter