С началом нового 2016 года расписание полетов, совершаемых из международного аэропорта Волгограда, было в очередной раз изменено. Список городов, в которые можно вылететь из Волгограда, сократился до четырех. В связи с этим у экспертов вызывает большие сомнения востребованность недавно построенного в международном аэропорту Волгограда в рамках подготовки к ЧМ-2018 нового международного терминала.
На сегодняшний день в расписании регулярных авиарейсов международного аэропорта Волгограда остались всего четыре города: Москва, Саратов, Сочи и Ташкент. К примеру, на среду, 13 января, в расписании аэропорта значится всего 11 вылетов. Единственный на сегодня международный авиарейс Волгоград–Ташкент и вовсе выполняется один раз в неделю.
Для сравнения, аэропорт Ростова-на-Дону принимает в сутки 77 рейсов, а ростовчане имеют возможность вылететь не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в Симферополь, Тбилиси, Прагу, Стамбул, Худжанд и Ереван. Аэропорт Самары принимает в сутки 101 рейс, имея регулярное авиасообщение с Гоа, Прагой, Душанбе, Ташкентом. В отличие от Волгограда, Ростов-на-Дону не свернул полетную программу в Дубай. На сегодня летная активность волгоградского аэропорта сопоставима с Астраханью, которая также летает в четыре города, и Саратовом, где в расписании значится пять российских городов.
Тем не менее администрация Волгограда не отказывается от планов по созданию на базе аэропорта многофункционального транспортного узла, который свяжет с городом аэроэкспресс. Часть этих амбициозных планов обусловлена требованиями ФИФА к городам, принимающим игры ЧМ-2018. А вот идея многофункционального транспортного узла и аэроэкспресса – инициатива местных чиновников. Однако уже сейчас ясно, что построенный для галочки терминал ценой в полтора миллиарда рублей в ближайшие годы будет простаивать. Да и сам факт проведения ЧМ-2018 в России уже вызывает у экспертов большие сомнения.
«Думаю, даже если чемпионат оставят России, это будет очень похоже на Олимпиаду-80, когда спортивное мероприятие по политическим мотивам бойкотировал целый ряд стран, – считает политолог Виталий Арьков. – Не уверен, что Волгоград при этом ждет большой наплыв болельщиков, на который и рассчитаны требования ФИФА. Конечно, волгоградцам надо быть благодарным чемпионату за то, что нам наконец улучшат взлетно-посадочную полосу, что отремонтируют дороги и построят новые гостиницы. Да, у Волгограда будут новые стадион и аэровокзал. Печально, что едущие на этот стадион гости будут видеть вокруг разруху или потемкинские деревни. Это будет позор, но я не верю, что город успеет отремонтировать к тому времени хотя бы центральные улицы. Что касается новых аэровокзала и стадиона, то после чемпионата их содержание потребует от региона больших средств, и для бюджета это станет серьезной обузой».
Эксперты считают, что Волгоград в целом и аэропорт в частности стали заложниками кризиса, наложившегося на обострение политической ситуации в мире.
«Первое и главное, что объясняет печальное положение с полетами из Волгограда, – экономическая ситуация в регионе, – считает Виталий Арьков. – Нужно признать, что экономическая потенция региона стабильно снижается. А политическое давление, напротив, растет. Под давлением санкций и ответного эмбарго мы были вынуждены отказаться от чартеров в Турцию и Египет. Остальные направления обнищавшие в кризис волгоградцы просто не потянули финансово. Количество людей, которые способны оплачивать перелеты в дальнее зарубежье, в Волгограде слишком мало для того, чтобы обеспечить регулярные перевозки. Те, кто может себе это позволить, давно летают за рубеж из Москвы, Ростова или Самары».
По словам экспертов, шансы волгоградцев получить возможность летать с более широким выбором стремятся к нулю в ближайшие годы.
«Волгоградцы в полной мере ощутили общую тенденцию снижения пассажиропотока, затронувшую все крупные аэропорты, – пояснил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. – Даже в кризисных 1998 и 2008 годах не было оттока почти 18% пассажиров, который компании фиксируют сейчас. Особенно велико падение как раз на международных авиарейсах. А их наличие четко коррелирует с качеством жизни в регионе. Чем богаче жители, тем шире полетная программа в местном аэропорту. До последнего времени некоронованная столица "Газпрома" – город Ноябрьск с населением 200 тысяч человек – мог позволить себе регулярные чартеры в Анталию и авиасообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и еще десятком российских городов. Что касается Волгограда, то, не видя экономических перспектив для региона в целом, сложно прогнозировать расцвет для его аэропорта в ближайшем будущем. Очевидно, что до 2018 года ситуация не станет хуже, но вот улучшится она только после прихода в Россию настоящих лоукостеров. А пока это не выгодно нашим олигополиям».
Руководство международного аэропорта Волгограда заверило, что сложившаяся ситуация печалит их не меньше, чем волгоградцев, и в ближайшее время даже возможны некоторые улучшения, однако они мало затронут международное авиасообщение.
«Главная проблема Волгограда – отсутствие платежеспособного спроса, – подчеркнул коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт Волгограда» Евгений Садилов. – Первое, на что ориентируются компании, с которыми мы пытаемся работать, – наличие спроса. Его сегодня очень просто отследить по количеству трансферных пассажиров, и пока показатели Волгограда наших партнеров не радуют. Тем не менее в феврале мы рассчитываем открыть полетную программу в Екатеринбург, чуть позже – Ростов-на-Дону и Ереван. В самые провальные по спросу январь и февраль приостановлено авиасообщение с Санкт-Петербургом, но спрос на это направление есть, и к марту мы рассчитываем его вернуть. Что касается возможности международного терминала, то пока они, увы, почти не использованы, что вызывает нашу тревогу и сожаление».
Фото: Фото Алины Черепановой