6 апреля в библиотеке им. М. Горького исторической реконструкцией отметил 120 лет со дня основания волгоградский металлургический гигант «Красный Октябрь». По этому поводу в одном месте в одно время собрались десятки неравнодушных к истории и жизни градообразующего завода. Среди них – заслуженные работники, представляющие заводские династии, волгоградские краеведы и простые жители.
Воссоздать «Красному» тот судьбоносный для завода момент – закладку первой плиты в фундамент будущего гиганта – помогли краевед Роман Шкода, коллекционер-исследователь Алексей Авчухов, кандидаты исторических наук Ирина Рябец, Валентин Ростовский и директор корпоративного музея металлургического комбината «Красный Октябрь» Наталия Болдырева.
«Француз» на волжской земле
«С чего начинался "Красный Октябрь"?» – с этим вопросом обратились реконструкторы ко всем присутствующим. Однако ответить на него смогли лишь единицы. А вместе с тем история «Красного Октября» – это череда ярких событий, вписанных в общую летопись трудовых побед волгоградского региона и страны под тремя разными именами: «Урал-Волга», «ДЮМО» и, наконец, «Красный Октябрь».
«Жизнь» металлургического комбината началась 30 апреля 1897 года. На торжественной закладке будущего меткомбината присутствовали все отцы-основатели – французы «Уральско-Волжского металлургического общества», среди которых учредитель – директор Парижского международного банка господин Ломбардо.
На той первой дощечке были вырезаны имена царствующего российского императора Николая II, Саратовского губернатора князя Мищенского, епископа Саратовского и Царицынского Николая, царицынского городского главы Семенова, а также главного администратора Ломбардо и распорядителя Бушакура.
– Дощечка была положена в основание, заложена кирпичом, залита раствором извести и глины. По сей день та первая плита, как, впрочем, и монета, не найдены. И, как говорят сами заводчане, пусть они не будут найдены никогда – ведь пока стоит завод, изъять их из его фундамента невозможно, – рассказала Наталия Болдырева.
«Рождение» завода
Строительство завода шло быстрыми темпами даже по современным меркам. Финансировалось оно Парижским международным банком в партнерстве с Санкт-Петербургским международным коммерческим банком во главе с господином Ротштейном. Завод строили «всем миром»: свыше двух тысяч рабочих, выходцев из более чем 39 российских губерний, таких, как Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Симбирская, в том числе и таких отдаленных, о которых многие знают только из истории: Курляндская, Лифляндская и Хволынская.
Строительная площадка в длину занимала территорию от ныне существующего проспекта Металлургов до бывшей улицы Карусельной – сейчас 39-й Гвардейской. В ширину же площадка простиралась от берега Волги до теперешнего проспекта им. Ленина. Весь этот огромный массив считался заводской землей и был обнесен канавой.
Уже спустя год, 25 ноября 1898 года, была запущена мартеновская печь, давшая первую плавку. Именно эта дата считается официальным днем рождения завода. Ведь вместе с ней на заводе появились мартеновский, литейный, листопрокатный и механический цеха, водокачка, главная контора и железнодорожный мост. Завод стал одним из лучших из когда-либо работавших в Европе.
Однако заводу требовались не просто рабочие кадры, а квалифицированные.
– На поиски инженерно-технических специалистов и рабочих, имевших достаточный опыт в черной металлургии, заводская администрация рассылала своих агентов-вербовщиков на другие, действовавшие, предприятия. Вербовщики не стеснялись в посулах, соблазняли людей большими обещаниями, а проще сказать – сманивали квалифицированных рабочих. Квалифицированные специалисты приезжали также из Франции и Бельгии и осваивались на волжской земле уже навсегда. Завод обзаводился лучшими из лучших кадрами, мастерство которых передавалось из поколения в поколения. И сегодня заводские профессии представлены целыми династиями потомков тех первых сталеваров и металлопрокатчиков.
Большая и Малая Франция
Вокруг завода, который в Царицыне именовали «французским», росли значительные жилые массивы, остатки которых существуют в Волгограде и сегодня. Напротив завода, отделенный от него парком, расположился поселок Большая Франция, состоявший из дорогих домов, в которых жило руководство завода.
Рядом стояла Малая Франция, где жили инженеры, мастера, высококвалифицированные рабочие.
Большая часть населения этих поселков была французского происхождения. Рабочие проживали в так называемой «русской деревне», которая располагалась с другой стороны предприятия, приблизительно за нынешним проспектом Ленина. Там стояли предельно простые дома.
В 1912 году завод получил нового собственника, а вместе с ним и новое имя – «Донецко-Юрьевское металлургическое общество» или просто «ДЮМО». И лишь в декабре 1922 года, в первый юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, восстановленный после Гражданской войны завод обрел свое современное название – «Красный Октябрь». А вслед за ним в 1936 году и сформировавшийся вокруг завода укрупненный городской район – Краснооктябрьский. Несмотря на значительные разрушения, полученные предприятием в дни Сталинградской битвы, на территории современного завода до сих пор сохраняются цеха и постройки, созданные в эпоху «Французского завода». Одно из зданий – руины заводской лаборатории, которое не было восстановлено после окончания сражения, теперь превращено в памятник.
Сегодня завод, как и в былые времена, является развитым и перспективным предприятием. Ведь в его основе нерушимый «фундамент» – огромный технологический потенциал и вековые династийные традиции.
По материалам ВМК «Красный Октябрь». Vmzko.ru
Фото: Фото Алексея Волхонского и предоставлено заказчиком