Современные кредиты сделали покупку практически любой бытовой техники и электроники максимально доступной. Крупные магазины сотрудничают с многими банками — остается лишь выбрать оптимальные условия для займа. И не менее важно выбрать магазин для покупки, ведь у покупателя сегодня есть возможность получить целый набор удобных кредитных сервисов. Специальный эксперимент позволит оценить, какие возможности для покупки в кредит предлагает крупнейший магазин техники и электроники.
Эксперимент начинается
Суть эксперимента проста: обычный покупатель попробует оформить кредит на покупку техники и лично пройдет все этапы этого процесса. В данном случае участником эксперимента оказался мужчина 29 лет. Он посетил магазин «М.Видео» с целью купить в кредит ноутбук стоимостью до 50 тысяч рублей.
Для участия в эксперименте был выбран магазин, расположенный в ТЦ «Стройград» (пр. Ленина, 65К). Удобство покупки в кредит предстояло оценить по нескольким критериям.
Шаг первый: выбор ноутбука и консультация продавца
Прежде всего, товар для покупки в кредит предстоит выбрать. В ходе эксперимента выбор ноутбуков оказался объективно большим: в любой ценовой категории, на любой вкус и для разных задач. При выборе подходящей модели покупатель обратился за помощью к продавцу-консультанту, и это тоже было одним из критериев оценки. Требования к грамотной консультации в магазине техники и электроники понятны. Важно, чтобы специалист хорошо разбирался в представленных товарах, мог ответить на вопросы о технических характеристиках и деталях покупки, не навязывал определенных моделей. Продавец-консультант в «М.Видео» оказался настоящим профессионалом, благодаря чему выбрать нужную модель оказалось несложно.
Шаг второй: подключение кредитного специалиста
Далее к общению подключается сотрудник, от которого напрямую будет зависеть выдача займа на покупку, — кредитный специалист. Оказалось, взаимодействие между консультантом и кредитным специалистом налажено в магазине «М.Видео» очень грамотно. После того, как покупатель определился с ноутбуком, продавец выдал ему компактную карточку-штрихкод. С ней он и отправился в кредитный отдел, где сразу приступил к оформлению необходимых документов. В других магазинах-участниках покупателей до сих пор отправляют оформлять кредит с обычной распечаткой в формате А4. Так что на этом этапе также стоит отметить современный сервис и максимальное удобство для покупателя.
Шаг третий: подача кредитной заявки
Дальнейший этап — заполнение кредитной заявки в форме электронной анкеты. Прежде чем приступить, любой кредитный специалист попросит у покупателя паспорт. Причем, в «М.Видео» специалист одним лишь паспортом и ограничится: больше никаких документов для покупки в кредит не требуется. Удобно? Безусловно, ведь паспорт большинство из нас постоянно носит с собой. А вот во многих других магазинах техники основное удостоверение личности попросят дополнить еще документами, например, СНИЛСом.
Содержание кредитной заявки, в целом, в разных магазинах идентично. Помимо паспортных данных и контактов банку важно знать семейное положение и образование заемщика, а также наличие детей до 18 лет и размер среднемесячного дохода.
Показательно, что банкам-кредиторам в «М.Видео» оказался не важен стаж работы на последнем месте и сам адрес постоянного места работы. Иными словами, оформить займ без труда здесь сможет и фрилансер, не посещающий офис на регулярной основе.
Весь процесс заполнения кредитной заявки занимает порядка 20 минут. Еще одна стандартная процедура — фото покупателя на небольшую веб-камеру. Когда анкета заполнена и заявка отправлена, остаётся дождаться решения банка. И на этом этапе долго ждать не пришлось. Буквально через пару секунд после отправки заявки пришли две смс — выдачу кредита одобрили сразу два банка. В течение нескольких минут удалось дождаться ответа и от остальных банков.
Если кандидатуру покупателя-заёмщика одобрят несколько банков, придёт его черёд выбирать. В магазине «М.Видео» кредиты на покупку предлагают 11 банков — именно среди них участник эксперимента самостоятельно выбирал кредитора. Здесь также можно попросить рекомендации кредитного специалиста или внимательно изучить условия в разных банках самому.
Шаг четвертый: вариативный
Основная часть полевого исследования завершилась, участник эксперимента узнал все об условиях выдачи кредитов в крупнейшем магазине техники и электроники. Далее в работу вступают альтернативные кредитные сервисы, предусматривающие разные ситуации.
Например, уже после оформления заявки покупатель может передумать брать кредит. Оказывается, возможность отказаться от займа есть и на этом этапе. Полностью заполненную заявку можно оставить до конца рабочего дня и взять паузу, чтобы принять решение. В данном случае сотрудник перезвонил нерешительному покупателю через несколько часов и уточнил, не принял ли он решение вернуться за ноутбуком.
А если покупатель захочет совершить покупку в кредит, не выходя из дома? Такая возможность тоже есть: оформить банковский займ через интернет можно прямо со своего компьютера. В магазине «М.Видео» эта процедура довольно простая и много времени не займёт. Для оформления кредита понадобится только паспорт. А вот подтверждать уровень дохода, приводить поручителей или собирать документы не нужно. Вместо этого достаточно загрузить скан паспорта и самостоятельно выбрать банк. Кстати, в магазине, где проходил эксперимент, как раз действует услуга «Закажи и забери» именно для онлайн-заказов.
Еще одна опция «М.Видео» — возможность доставки выбранного товара. Сравнивая условия онлайн-кредитов у других магазинов, стоит отметить, что доставку до двери предлагают не все. А курьер «М.Видео» может привезти домой товар вместе с кредитным договором.