Капитально отремонтировать мост через Волгу и устранить выявленные еще в 2018 году критические неисправности защищающих от «танцев» демпферов обязал компанию «Волгомост» апелляционный арбитражный суд в Саратове, вставший на сторону комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области.
Может вновь «затанцевать»
Мост через Волгу в Волгограде — единственный в России балочный мост, в пролетах которого установлены демпферы — гасители колебаний. Они должны предотвращать раскачку пролётов моста, как это произошло 20 мая 2010 года, и благодаря чему мост стали называть «танцующим». Сгруппированные в блоки по четыре демпферы установлены на трех самых длинных пролетах мостового перехода — тех, которые подвергались особенно сильным колебаниям во время «танцев» моста в апреле 2010 года. Произведенные в Германии устройства были смонтированы Мостотрядом-57, а 100 миллионов рублей на них выделены из федерального бюджета.
Критические неисправности в работе демпферных устройств на «танцующем» мосту через Волгу были обнаружены еще в позапрошлом году — 11 октября 2018 года. Осматривающая мост комиссия обнаружила в двух пролётах моста недопустимые деформации пружин, разрушение направляющих роликов, смещение от продольной оси грузов демпферных устройств и повреждения датчиков. Еще в одном пролете выявлена начальная стадия деформации пружин и зажим направляющих роликов.
Все найденные дефекты были зафиксированы в акте комиссионного обследования и без замечаний подписаны представителем «Волгомоста». От компании потребовали капитально отремонтировать мост и заменить демпферы. Но критические неисправности так до сих пор и не устранены. Администрация Волгоградской области подала на «Волгомост» в суд.
— Суд первой инстанции полностью удовлетворил иск облкомитета транспорта и дорожного хозяйства, обязав АО «Волгомост» за 15 дней с момента вступления решения в силу провести капитальный ремонт первого пускового комплекса первой очереди мостового перехода через Волгу в Волгограде, а именно — заменить демпферные устройства в трёх пролетах, имеющие критические неисправности, — сообщили V1.RU в волгоградском арбитраже.
«Волгомост» обжаловал решение волгоградского суда в саратовском арбитраже, но и там судьи встали на сторону чиновников комитета транспорта и дорожного хозяйства, оставив решение без изменений.
Частично арбитраж удовлетворил и еще один иск комитета транспорта к АО «Волгомост», обязав устранить 19 выявленных дефектов на втором пусковом комплексе моста через Волгу — мосту через Ахтубу. И в этом случае на выполнение работы суд дал компании-подрядчику только 15 дней. Кроме того, строители должны выплатить пени на два миллиона рублей. Решение пока не вступило в законную силу.
Федеральное противостояние с приставами
Несмотря на судебные споры из-за капитального ремонта моста-долгостроя, администрация Волгоградской области и «Волгомост» вместе пытаются противостоять в московском суде Управлению по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. Это подразделение негласно называют «спецназом ФССП», и работает оно лишь с крупными должниками, где суммы взысканий зачастую составляют до миллиарда рублей и выше.
Неожиданный альянс истцов, которых за долгую судебную тяжбу в Волгограде привычней видеть по разные стороны «баррикад», сложился не по доброй воле. 19 декабря прошлого года в рамках сводного исполнительного производства пристав управления Андрей Панченко наложил арест на дебиторскую задолженность АО «Волгомост» в размере 214 327 431,22 рубля, возникшую при исполнении одного из самых скандальных госконтрактов по возведению регионального долгостроя — второй очереди моста через Волгу — моста через Ахтубу. При этом, согласно реестру, общая сумма долга «Волгомоста» составляет 3 113 247 141,28 рубля.
Напомним, что эта сумма образовалась за 2017 год из-за пересчета цен 2014 года в цены 2015, 2016 и 2017 годов. Произошло это в связи с тем, что госзаказчик — администрация Волгоградской области вовремя не проиндексировала выполненные строителями работы. В результате возникла задолженность, которую АО «Волгомост» пришлось взыскивать через суд. В итоге 8 ноября 2018 года иск был полностью удовлетворен за счет средств казны региона. В июле 2019 года последнюю точку в этом деле поставил Верховный суд РФ, отклонивший жалобу комитета и подтвердивший законность выводов в решении арбитражного суда Волгоградской области.
Взыскание пристава-исполнителя коснулось также дебиторской задолженности, которая образовалась в результате долга за выполненные АО «Волгомост», но не оплаченные госзаказчиком работы. Как установлено судом, она погашалась за счет перечисления областным комитетом транспорта и дорожного хозяйства денежных средств на депозитный счет Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП.
И чиновники комитета по транспорту, и представители «Волгомоста» были недовольны тем, что пристав запретил компании «Волгомост» и комитету совершать любые действия, способные изменить или прекратить правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность. Исключалась даже уступка права требования третьим лицам. А одним из пунктов Андрей Панченко обязал комитет «незамедлительно с момента получения постановления» перечислить деньги на депозитный счет УФССП. Но попытки обжаловать эти действия пристава пока не увенчались успехом — девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оставил в силе решение московского арбитража, отказав АО «Волгомост» и комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя.
Узнать историю крупнейшего долгостроя нашего города, запланированного как грандиозный автодорожный комплекс, который однажды взял и «станцевал» прямо с машинами и людьми на нем, можно в нашем большом материале в рубрике «Достопримечательности Волгограда».