Десять дней майских праздников дали горожанам возможность освоить еще один вид транспорта — в Волгоград пришел новый сервис по прокату электросамокатов Urent. Один из основателей сервиса, Андрей Азаров, считает, что способны преодолеть как склонность горожан к вандализму, так и отсутствие подходящей инфраструктуры, и учли печальный опыт предшественников — закрывшийся велошеринг. Эксперты, в свою очередь, считают, что с массовым появлением самокатов на дорогах резко вырастет число опасных ситуаций и просят вмешаться ГИБДД.
— Urent в этом году появится во всех городах-миллионниках, поэтому мы не могли обойти вниманием Волгоград, — рассказывает Андрей Азаров. — Это большой и красивый город, где самокаты можно использовать и как развлекательный транспорт для прогулок по набережным и центру, и как транспорт «последней мили», чтобы добраться от остановок общественного транспорта в глубь районов. Произошедший запуск — это полноценный старт работы. Сейчас работает 500 электросамокатов в Центральном, Ворошиловском и Краснооктябрьском районах.
По словам предпринимателя, в этом сезоне увеличится и количество самокатов, и районов, где их можно использовать, а волгоградцы поймут, что самокат — это не только развлечение, но еще и удобное средство передвижения.
— Мы уверены, что за прошедшие два года аудитория поняла, что такое шеринг: какие у таких сервисов удобства и какие могут быть санкции за вандализм, — говорит Андрей Азаров. — На случай кражи наши электросамокаты оборудованы GPS-датчиками. Даже если кто-то попробует украсть самокат, мы найдем его. Советуем так не делать — это уголовно наказуемое преступление. Кроме того, программное обеспечение гарантирует, что самокат не поедет, если его не разблокировать через приложение.
Андрей Азаров рассказал, из чего складывается стоимость поездки и как у компании получается выходить в плюс:
— Стоимость активации — 30 рублей, это затраты на зарядку электросамоката. А 4 рубля арендной платы в минуту — это расходы на обслуживание и обновление парка. Urent прибылен во всех городах, где работает дольше одного сезона, — настаивает бизнесмен. — В среднем, насколько успешен прокат в городе, становится понятно через один-два месяца после запуска в городе. Успешность определяют такие показатели как количество поездок, частота использования электросамокатов, средний чек.
По словам сооснователя Urent, апрель и май 2020 года стали временем перестройки бизнеса из-за коронавируса. В период локдауна сервис выживал и его создатели искали способы, которые давали хотя бы минимальную выручку, чтобы платить людям зарплату. Например, предоставляли самокаты волонтерам, которые с их помощью доставляли продукты.
— В целом пандемия способствует развитию сервисов микромобильности, таких как наш, — говорит он, — люди захотели из общественного транспорта пересесть на индивидуальный — автомобиль или самокат. В позапрошлом году мы работали в 3 городах, а в прошлом — в 20. При этом 17 городов были для нас абсолютно новыми. В этом году Urent будет доступен в 50 городах.
Впрочем, получает компания и обратную связь от пользователей, причем не всегда позитивную.
— Как всегда, в новом городе сначала много противоположных мнений: с одной стороны, людям очень нравится новый вид транспорта, много положительных отзывов, — говорит Андрей Азаров. — С другой стороны, есть жалобы: самокаты разряженные, что-то не так работает — на обкатку сервиса уйдет какое-то время. Также понадобится время, чтобы волгоградцы привыкли к новому виду транспорта, научились им пользоваться и соблюдать правила безопасности при движении.
Два года назад в Волгограде уже открывался прокат велосипедов компании Mobee. Сервису пришлось практически сразу столкнуться с деструктивным поведением горожан, которые не только арендовали, но и воровали велосипеды, и даже топили их в Волге. Через несколько месяцев желтые велосипеды вовсе исчезли с улиц.
Один из инициаторов велопроката в Волгограде, велоактивист Михаил Соломонов уверен, что спрос в городе на подобные сервисы есть.
— Что касается опыта запуска велопроката Mobee в 2019 году, то скажу как координатор проекта — никакого негативного опыта я не встречал, — рассказывает Михаил Соломонов. — Да, были случаи вандализма, но компания закладывала на них 10%. Случаев было даже меньше, чем этот процент. Компания планировала вводить прокат повторно в 2020 году, помешала только пандемия. Насколько мне известно, сейчас идут переговоры о новом запуске велошеринга с администрацией города. А если говорить про запуск Urent, то у них всё может получиться. Это большая компания, которая работает в нескольких городах. Спрос на услугу есть. Единственное, что вызывает сомнение, — решение сервиса разрешать оставлять самокаты не на определенных местах, а крепить их в любом месте на замок. Когда объектов проката больше 500, их становится трудно контролировать.
По словам господина Соломонова, в Волгограде сейчас нет достаточной инфраструктуры для использования индивидуального транспорта — нет парковок, безбарьерной среды, выделенных полос на дороге. За пределами Центрального и Ворошиловского районов вообще сложно передвигаться велосипедистам и самокатчикам — им необходимы связанные между собой тротуары.
— Если эту инфраструктуру развивать, то увеличится спрос на индивидуальный транспорт и это заметно уменьшит число пробок, — уверен Михаил Соломонов. — Например, так уже происходит в Москве, где работает не один, а несколько сервисов аренды, что говорит об их востребованности.
Волгоградский общественник и председатель волгоградского отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян смотрит на ситуацию по-другому:
— Есть много инфраструктур, которые можно использовать с пользой для самокатчиков. Вопрос в том, насколько они могут вписаться в дорожную ситуацию в городе, — рассуждает Армен Оганесян. — Мы видим, как многие товарищи на велосипедах нарушают правила дорожного движения. Здесь комплексная проблема: и в том, что в Волгограде нет соответствующей инфраструктуры и выделенных полос для движения подобного транспорта, и в том, что у подобных водителей нет культуры вождения. Электросамокатчикам не обязательно ездить по центральным улицам и дорогам общего пользования — лучше обойтись тротуаром, чтобы избежать ДТП. Я не против велосипедистов, наоборот приветствую, когда люди занимаются своим здоровьем. Но они не защищены, а машина не может остановиться мгновенно.
Известный волгоградский промышленный журналист и сторонник ввода ограничений на перемещения велосипедистов и самокатчков Сергей Жуков считает, что с появлением подобного сервиса водителям стоит максимально повысить бдительность на дорогах, где теперь появилось еще больше особо опасных объектов на двухколесных средствах передвижения.
— Безусловно, сервисы проката самокатов и велосипедов в Волгограде должны быть, — считает Сергей Жуков, — велосипедисты и самокатчики должны быть представлены в городе. Это часть городской инфраструктуры. Это современно, удобно, и очень хорошо, что такая услуга появляется в местах для прогулок. Но есть и проблема. Необходимо повышать грамотность и сознательность велосипедистов и самокатчиков. В большинстве своем они не знают правил дорожного движения и подвергают опасности как свои жизни, так и жизни водителей. Памятки и информирование со стороны сервиса не повлияют на повышение безопасности. Хозяева подобных прокатных организаций заинтересованы, чтобы на их самокатах каталось как можно больше людей. Они не будут ограничивать ни по возрасту, ни по знаниям, ни по другим параметрам. Предупреждения абсолютно не повлияют на безопасность. Мы все — и автолюбители, и пешеходы Волгограда — видим, как опасно эти передвиженцы нарушают ПДД и как систематически они это делают.
По словам Сергея Жукова, те, кто ездит по улицам Волгограда на велосипедах, а теперь еще и на самокатах, должны быть под неусыпным контролем со стороны ГИБДД.
— К сожалению, наши доблестные дорожные инспекторы не обращают внимания на нарушителей, не проводят профилактических рейдов и смотрят на них сквозь пальцы, — сетует Сергей Жуков. — Пока ГИБДД не начнет их штрафовать и проводить профилактические мероприятия, положение будет только ухудшаться. На наших дорогах будет появляться всё больше людей на самокатах и велосипедах, которые будут нарушать правила дорожного движения и подвергать свою жизнь угрозе. Результат принесет только неотвратимость наказания — административного или через конфискацию транспортного средства, как это происходит у автомобилистов.