Двести велосипедов и десятки парковок, разлетевшихся по центру города, — в начале апреля до Волгограда докатился велошеринг. Как город готовился к запуску нового проекта? Зачем инвесторы купили самый дешевый двухколесный транспорт? И почему на поиски веловоришки полицейские потратят всего несколько минут? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.
Превратить велосипед в новый вид общественного транспорта волгоградцы решили еще осенью прошлого года. Идея показалась городу космической (даже традиционные пункты проката назвали станциями. — Прим.ред.) и не самой реалистичной. Уже через полгода волгоградский велошеринг выключил тестовый режим и заработал «на полную ногу».
«Раньше у города не было ни денег, ни понимания»
— Почему этого не сделали раньше? Не было компании, которая хотела бы вложить свои деньги. У администрации не было и понимания, что эта программа нужна городу, — поделился координатор проекта в Волгограде Михаил Соломонов. — Сейчас у нас появился инвестор. За разработку и запуск этого проекта взялась международная компания Mobee, работающая в Сочи. Директор по развитию Игорь Федорченко жил в Волгограде, он случайно вышел на меня и попросил помочь с согласованиями. По сути мы инвестировали в этот проект свое время, возможности и связи. Финансовые вложения в развитие волгоградского велошеринга сделал банк и мобильный оператор.
Обсуждать новую систему волгоградские чиновники решили не только в душных кабинетах — на велосипедах по центру города прокатились и руководитель департамента городского хозяйства Виталий Земцов, и глава Волгограда Виталий Лихачев, которого тут же упрекнули в нарушении Правил дорожного движения.
— Мы сразу же попытались связаться с администрацией Волгограда. Создали рабочую группу, руководителем которой назначили Виталия Земцова, и переговорили с Виталием Лихачевым. Ему эта идея тоже понравилась. Следующим шагом было создание схемы размещения парковок. Старались подвести их к остановкам, потому что велошеринг хорошо работает вместе с общественным транспортом.
Шагнувший в Волгоград велошеринг надеется уже в ближайшее время дать новые ростки и расширить свою географию.
— Пока мы запустили 200 велосипедов в Центральный район, — объясняет Михаил Соломонов. — К маю планируем добавить еще тысячу моделей и сделать парковки в Ворошиловском и Краснооктябрьском районах. Сегодня мы встречались с представителями администрации Волжского — скорее всего, этот проект дойдет и до города-спутника.
Как это работает?
«Как им пользоваться?» — этот вопрос до сих пор мучает волгоградцев, за две недели так и не успевших протестировать новинку.
— Сначала горожанам нужно установить мобильное приложение, доступное для скачивания в Play Market и App store. Оно привязано к автобусным остановкам, городским перехватывающим парковкам, учебным заведениям, — уточняет Михаил Соломонов. — Скачивая его, велосипедисты оставляют данные своего паспорта и подтверждают номер телефона. Только после этого они могут положить деньги на аккаунт и забрать свой транспорт с парковки. Сейчас за час езды по городу с волгоградцев возьмут 50 рублей. Организаторы хотят сделать тарификацию по полчаса — поездка будет стоить так же, как и билет в общественном транспорте.
Тягаться по уровню комфорта с дорогими моделями новый двухколесный транспорт, конечно, не сможет. По словам Михаила Соломонова, на городском велосипеде лучше всего проехать не больше пяти километров.
— Если сравнивать эту модель со спортивными велосипедами или с тем, который есть у меня, то она проиграет по многим параметрам. Человек скажет, что он неудобен и тяжеловат, — уверен координатор проекта. — Но для волгоградцев, у которых нет велосипеда, он подойдет — такой транспорт используется в сети велошеринга по всему миру. На расстоянии до пяти километров он будет смотреться идеально. Именно поэтому мы стараемся привязать наши парковки к остановкам.
Подводные камни волгоградского велошеринга
Проект, идеально работающий на бумаге, в Волгограде тут же нашел свои подводные камни. Оказалось, что горожане не хотят довозить велосипеды до конечных станций — в первые же дни они «прописались» и в новых парках, и у крупных торговых центров.
— Штрафов за то, что горожане поставили велосипед не на станции, не предусмотрено. Рассчитываем на сознательность, — прокомментировал Михаил Соломонов. — Человек может получить сообщение с просьбой ставить транспорт на парковке. Если он уже покатался, а велосипед не отображается в системе, то ему позвонят из технической службы. По ночам ребята собирают разбросанные по городу велосипеды и равномерно расставляют их по станциям: на одной бывает густо, а на другой — пусто.
Неправильную «парковку» продвигающие велошеринг волгоградцы называют меньшим из всех зол. Горожане не церемонятся с новым видом общественном транспорта — за неделю пассажиры успели сломать шесть велосипедов. Еще один несчастный двухколесный завершил свое путешествие на дне Волги.
— Точную информацию о всех разрушениях служба технической поддержки обещает дать только в конце апреля, — добавил волгоградский велосипедист. — Пока я могу сказать, что за это время волгоградцы пытались украсть велосипед. Двоих мужчин, разбивших замок и загрузивших новую модель в багажник, поймали полицейские. На самом деле авторы проекта специально закупают дешевые модели за десять тысяч рублей — надеются, что демократичная цена убережет их от краж. Но находятся ведь искатели приключений! Запчасти от этого велосипеда не подходят ни к какому другому. Они сделаны специально для шеринга.
Об открытии разбросанных по всему центру Волгограда станций корреспонденты V1.RU писали еще в начале апреля. По словам организаторов, только за первый день проката горожане полторы тысячи раз скачали мобильное приложение и больше 500 раз протестировали новые велосипеды.
— Пока инвесторы тратят больше, чем зарабатывают, — признает Михаил Соломонов. — Но, конечно, они хотят, чтобы проект работал. Банку и сотовой компании, на чьи деньги и работает проект, интересно, чтобы мы пользовались их услугами.
Виктория Рындина