Владельцы компаний, занимающихся наружной рекламой в Волгограде, выступили против создания единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. На роль оператора, как следует из документа, сможет претендовать неподконтрольное иностранцам российское юрлицо, которое без торгов получит в управление все электронные рекламные щиты в стране на 30 лет, в том числе на транспорте. Инициаторы проекта заявляют, что это необходимо для «защиты национальных интересов Российской Федерации». Представители рекламной индустрии в свою очередь уверены: речь идет о полной монополизации отрасли, а принятие законопроекта приведет к краху рынка наружной рекламы в регионе.
Пока депутаты Госдумы ушли на каникулы, а законопроект отправили на доработку, рекламщики подготовили коллективные письма и обращения на имя губернатора Андрея Бочарова, главы Волгограда Владимира Марченко, бизнес-омбудсмену, руководству УФАС и в другие ведомства (имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред.).
— Монопольный оператор, вводимый законопроектом, быстро захватит позиции на рынке, и наши услуги окажутся невостребованными, — говорится в письме, подписанном представителями рекламных компаний. — Из-за этого мы потеряем свои рабочие места. Альтернативных вариантов с нашими навыками в текущей экономической ситуации все найти не смогут. Мы лишимся единственного источника доходов и возможности достойно содержать свои семьи, платить ипотеку. Многие из нас отдали отрасли годы своей жизни, развивались вместе с ней. Даже во времена коронавирусных ограничений, когда города были закрыты и наш бизнес на несколько месяцев практически лишился выручки, мы сохранили свои рабочие места. Мы просим Вас помочь в этой острой и критической ситуации.
Коллективное письмо поддержали представители ведущих рекламных агентств Волгограда.
— Создание единого оператора цифровой наружной рекламы приведет к монополизации рынка наружной рекламы в России. Законопроектом предлагается наделить единого оператора исключительными полномочиями и преференциями, что приведет к прекращению деятельности тысяч предприятий малого бизнеса (операторов наружной рекламы, компаний из смежных отраслей), увольнению десятков тысяч сотрудников, — считает директор филиала Gallery в Волгограде Мария Лосицкая. — Муниципалитеты потеряют право определять количество и места расположения рекламных конструкций, возможность влиять на внешний облик городов, сократятся налоговые и другие поступления в бюджеты разных уровней.
Другие опрошенные V1.RU представители отрасли говорят, что в нынешних условиях они проделывают титаническую работу, чтобы выиграть в торгах, согласовать и установить рекламную конструкцию. Единому оператору цифровых рекламных конструкций, по их словам, будет даваться полный карт-бланш.
— Нам, чтобы получить разрешение на рекламную конструкцию, нужно пройти семь кругов ада: сначала выиграть торги, оплатить право размещения рекламной конструкции, потом мы сразу же начинаем платить аренду по договору в бюджет города, причем платить за конструкции, которые еще только на бумаге есть, виртуально так сказать. Затем мы по полгода бегаем, чтобы подготовить топосъемки, необходимую проектную документацию и получить все согласования в администрации, — рассказывает представитель рекламного агентства «ДРИМ» в Волгограде Жанна Богачева. — А если вдруг на месте установки конструкции есть еще и коммуникации (газ, вода, кабель связи и т. д.), то это еще время на дополнительное согласование. Единому оператору цифровых рекламных конструкций, судя по тексту законопроекта № 160605–8, который мы все читали, будет предоставлена полная свобода действий!
Новый законопроект, по словам Жанны Богачевой, ставит рекламного монополиста в экстравыгодные условия, где ему, по сути, дан карт-бланш на любые действия.
— По сути, этот оператор сможет ставить экраны, где захочет, — считает Жанна Богачева. — Почему? Да потому что в законопроекте пренебрегают всеми требованиями ГОСТа к безопасности дорожного движения, всеми законодательными актами, касающимися культурной и исторической ценности места установки рекламной конструкции. Условно, можно будет разместить видеоэкран на любом здании, даже если оно является объектом культурного наследия. А реализовано это будет легко, поскольку оператор самостоятельно будет формировать схему размещения цифровых рекламных конструкций.
В итоге, если законопроект будет принят, рекламная монополия будет действовать так, как удобно и выгодно именно ей, а не городу или региону.
— Все козыри на руках у Единого оператора цифровых рекламных конструкций: и разрешения получать не надо, и в торгах участвовать — бери любое место, ставь экран сроком на 30 лет, — возмущается Жанна Богачева, — и даже помощь от сетевых организаций в подключении к электричеству по законопроекту ему будет положена. Мы понимаем, что всё это делается под частную коммерческую компанию, которая в дальнейшем станет полным монополистом рынка.
«Законопроект совершенно не предполагает, что это будет государственная организация, отнюдь!»
Возмущены рекламщики и тем, что с приходом монополиста планируется отдать ему в руки исключительные права на программное обеспечение для размещения информационного контента и объявлений.
— Может случиться так, что на законодательном уровне будет закреплено то, что рекламные ролики своих клиентов мы сможем загружать только через программное обеспечение Единого оператора цифровых рекламных конструкций. И с нас за это будут деньги брать, причем не прописано какие — всё на усмотрение Единого оператора ЦРК. По сути, чтобы загрузить ролик своего клиента на свой же экран, мы будем платить оператору, — добавляет Жанна Богачева. — Все рекламщики должны понимать, что ситуация аховая и всё в нашей отрасли взаимосвязано. К примеру, широкоформатная печать. Когда в Волгограде, например, появится еще 50 видеоэкранов Единого оператора ЦРК, который как монополист будет полностью диктовать рынку ценовые условия, то туда уйдут все те клиенты, которые сейчас размещаются на статичных щитах и заказывают на них печать рекламного материала. А типографии широкоформатной печати останутся без работы, так же, как и мы... Кто пойдет к ним печататься и кто будет размещаться на обычных щитах, если можно заплатить за разработку ролика один раз и транслировать его потом сколь угодно долго за три копейки на экранах Единого оператора?
Еще один представитель рекламной индустрии из Волгограда — директор рекламного агентства «ПлазмаВижн» Рубен Оганесян говорит, что аналогичная ситуация была в прошлом году с запретом звуковой рекламы.
— Я выскажусь не как владелец видеоэкранов, а как предприниматель. Любая монополия отражается на качестве услуг и ценообразовании. Однозначно будет повышение цен, и качество этих услуг, может, и не ухудшится, но точно не улучшится. При этом что будет с людьми, работающими в рекламной отрасли, совершенно непонятно. То ли тупо отожмут, то ли дадут копейки за аренду экранов, — говорит Рубен Оганесян. — Не секрет, что в нашей стране цивилизованное ведение бизнеса еще не вышло на нужный уровень. А закон принимается на уровне государства, и, конечно, мы не понимаем, что будет. Никто ничего не объяснил, никаких предварительных обсуждений не было, уведомлений, даже намеков. Кстати, в том году аналогичная ситуация произошла со звуковой рекламой. У нашей конкретно компании было несколько экранов со звуковой рекламой на торговых центрах. Так вот, когда ее запретили, можно сказать, «обрезали» звук, мы потеряли около семидесяти процентов клиентов. Так как такая реклама на торговых центрах без звукового сопровождения слабо работает, клиенты разбежались. И сейчас точно такой же «сюрприз» из Госдумы прилетел, берешь кредиты, рабочие места создаешь, сам зарабатываешь, а тут — на тебе, кто-то проснулся не с той ноги или так надо было — и решили отдать всё монополисту.
На данный момент законопроект принят в первом чтении Госдумы. Его отправили на доработку, однако рекламщики уверены, что всё это — пыль в глаза. И если они не объединятся и не выскажут свои аргументы, очень скоро оператор «зайдет» в регионы. А это значит, часть игроков не выживет вообще. А другие, не исключено, что будут вынуждены сами уйти: не смогут конкурировать с монополистом.
— Сейчас все говорят о поправках к законопроекту, которые необходимо сформулировать и внести на рассмотрение Госдумы, чтобы работающие в регионах компании, собственники рекламных конструкций, не пострадали от его принятия, — уверены представители рекламных компаний Волгограда. — Но что произойдет осенью, неизвестно. Считаем, что случившееся — это большой щелчок по носу, если не сказать грубее, Закону о конкуренции, Антимонопольной службе, ГОСТу безопасности дорожного движения, муниципалитетам. И всем тем организациям, которые регулируют сейчас и контролируют исполнение закона на рекламном рынке — в области архитектуры и культурного наследия, транспорта и дорожного хозяйства и т. д. Это беспрецедентное и беспредельное нарушение закона о конкуренции и не только. Многие компании, если этот закон всё же будет принят в той редакции, в которой мы его видим сейчас, разорятся, а квалифицированные специалисты останутся без работы. В случае принятия законопроекта мы не в состоянии будем выполнять свои договорные обязательства перед муниципалитетами, мы не сможем платить по договорам и пополнять бюджеты городов, мы не сможем платить налоги и выполнять взятые на себя кредитные обязательства. Не исключено, что всё это делается для того, чтобы региональные игроки ушли с рынка сами.
«Считаем, что это не законопроект, а позор, который тем не менее всерьез рассматривается на таком высоком законодательном уровне»
Пока владельцы рекламного бизнеса собирают подписи и отправляют коллективные обращения во все органы власти и правозащитные общественные организации как в Волгограде, так и в других регионах. Но заявлений о поддержке регионального бизнеса и его защиты от потенциальной рекламной монополии пока не последовало ни от тех же депутатов Государственной думы от Волгоградской области, ни от руководства администрации региона.