Пандемию коронавируса первыми экономически ощутили на себе волгоградские туристические агентства. Одни из них временно прекратили работать, а другие готовятся к банкротству. С представителями различных компаний пообщались 27 марта корреспонденты V1.RU.
«Деньги не возвращаются»
— C 26 марта по 6 апреля все сотрудники нашего турагентства ушли в отпуск в связи с распоряжением президента и понимая всю сложную ситуацию, которая происходит вокруг, — рассказала корреспонденту V1.RU директор ООО «Вотпуск» Ольга Сигачева. — Все операторы с нами на связи. Заявки по аннулированным договорам все аннулированы, и мы ожидаем от туроператоров возврата денег, гарантийных писем и сведений о переносах туров по заявлениям клиентов.
Ответы от туроператоров агентства получают очень долго.
— Сейчас все ответы идут очень долго, так как европейские отели закрыты и полным составом ушли на карантин, — пояснила Ольга Сигачёва. — Операторы перешли на удаленную систему работы, и шквал писем, который на них обрушился, просто не успевает обрабатываться. Сейчас мы просто взяли паузу, поскольку до 6 апреля все операторы и банковская сфера уходят в вынужденный отпуск.
Деньги волгоградским туристам никто сейчас не вернёт.
— Сейчас нет смысла бежать за расторжением договора. Деньги не возвращаются, они пока все официально остаются на депозите у туроператоров, — сообщила директор ООО «Вотпуск». — И это не вредность операторов, денег физически нет. Все туры привязаны к валюте, потому деньги никто не хранит в своем кошельке, вы приносите их нам, в этот же день они отправляются оператору, оператор оплачивает контракты отелей, авиакомпаний. Те распределяют их дальше. Когда на аннуляции одна заявка, всё проходит спокойно, но сейчас их тысячи, и сразу собрать такую сумму денег к возвратам, которые поступали в течении последних восьми месяцев по раннему бронированию, нереально ни отелям, ни операторам.
«До лета доживут не многие»
— Всё очень тяжело, все рейсы отменили, туристы просят аннулировать туры и вернуть им деньги. Туроператоры деньги не отдают. Сейчас начнутся судебные процессы, никто не знает, как они будут завершаться, — говорит директор «Парадайз-Тур» Евгений Трегубов. — Туризму пришёл конец. С возвратом средств у туроператоров большие проблемы. У компаний будут банкротства и закрытия. То, что говорит Ростуризм — это одно, но есть закон о защите прав потребителей. Два федеральных закона между собой не стыкуются. Замораживание счетов туроператоров для Ростуризма законно, а по закону о защите прав потребителей — нет.
Туристов и, соответственно, доходов у волгоградских туркомпаний нет, но платежи никто не отменял.
— Ситуация очень тяжёлая — аренду надо платить, зарплаты надо платить, а туристов нет. Путёвки не продаются с февраля, — говорит бизнесмен. — Мешает и развёрнутый на центральных телеканалах шабаш: одни говорят носите маски, другие — не носите. Одни говорят, что это фигня, а другие заявляют о смертельной опасности для человечества. В итоге люди элементарно боятся и ничего не покупают.
Радужных перспектив волгоградские турфирмы рисовать боятся.
— Что будет — никому не понятно. На майские праздники в Волгоград никто не приедет, — отметил Евгений Трегубов. — Деньги нам заплатили, мы перевели туроператору, обратно он деньги не выдает. По закону о правах потребителей клиент обращается к нам, поскольку мы оказывали услуги. Приходится нанимать юристов: отзыв стоит 10 000 рублей, заседание ещё 15 000 рублей. До лета доживут не многие. Будут большие разбирательства. Евро и доллар скаканули, и путёвки подорожали. В Италию перед эпидемией были путёвки по 12 000 рублей. Волгоградцы охотно покупали их. Нам повезло, что никто из наших туристов не застрял за рубежом.
«Сидим, как на бирже»
— Мы работаем около 12 лет на волгоградском рынке по внутреннему и выездному туризму, — говорит руководитель отдела по туризму компании «Слон-В» Анна Джуненко. — У нас маленькое агентство, и мы работаем со всеми операторами. Ситуация обострилась в марте. В феврале ещё были продажи. Волгоградцы делали ранние бронирования на июнь, июль, август. Были как заявки на заграничные туры, так и по России.
Почти три недели туристический рынок в Волгограде встал.
— После 8 марта мы встали. Никакого движения нет. Люди около недели выжидали и просто думали, что делать. Числа с 15 пошли аннуляции путёвок. Их нет только по зарубежным выездам, — говорит волгоградка. — Люди отказываются от поездок в Минеральные воды, Железноводск, где лечебные заведения. Волгоградцы боятся ехать в поезде и опасаются скопления людей из разных городов страны. Туроператоры каждый день снабжают нас свежей информацией о закрытии стран. Получаем её каждый час, сидим, как на бирже. Потом оповещаем об этом клиентов.
Туроператоры тем не менее принимают заявки на конец лета и осень.
— У нас официально запрещены вылеты по 30 апреля. Туроператоры сейчас рекламируют туры, начиная с июля. Многие думали, что они будут дешевле в связи с ситуацией по коронавирусу, но наблюдается обратная картина, — пояснила Анна Джуненко. — Буквально час назад я хотела перебронировать отдых волгоградки в Тунисе с мая на сентябрь, а цена значительно выросла. Связывают это с курсом валюты.
«Крупные агентства не останутся на плаву»
Анна Джуненко считает, что пострадают в первую очередь крупные туристические фирмы.
— Чем активнее и богаче агентства, тем больше сейчас у них трудностей. У нас больших объёмов не было, соответственно и потери меньше, — отметила бизнесвумен. — Поэтому у нас намного меньше возвратов и всех этих проблем. А крупные волгоградские агентства, у которых были десятки туров в Европу, скорее всего, не останутся на плаву.
Ожидания российских курортов не оправдались.
— Отели и принимающие стороны нашего Краснодарского края и Крыма вначале обрадовались, потирали руки, ожидая наплыва туристов летом. Стали сильно поднимать цены, — поделилась Анна Джуненко. — Надеялись на толпы людей. Но это не так. Все понимают, что вирус может быть и на черноморском побережье, да и в прошлые годы там были случаи отравлений и инфекцией. Если люди и поедут, то на своих машинах, а скорее всего, думают не об отдыхе, а о гречке. Позиция у волгоградцев выжидательная. Сейчас сложно что-то прогнозировать. Мнений о развитии ситуации много. Туристам, у которых дальние сроки бронирования — июль-август, советуем пока подождать.
Сложнее дела у волгоградцев, кто путешествует без услуг туроператоров.
— В более худшем положении оказались самостоятельные туристы. Одни где-то застряли. У меня, например, подруга в Бразилии. Полетела туда одна. Как она будет возвращаться, никто не знает, — говорит волгоградка. — Туроператоры ситуацию стараются контролировать и всех забирать. А самостоятельные туристы, оказавшиеся на Филиппинах, в Марокко, в Европе — про них никто не знает. Им придётся возвращаться за свои деньги, и то, если родственники в России забьют тревогу.
Турбизнес надеется на помощь правительства.
— В соцсетях работники турбизнеса запустили петицию с нашими рекомендациями и просьбами, уточнила Анна Джуненко. — Разморозить депозиты туроператоров, чтобы они могли расплатиться с туристами и снизили налоги.
«Надо перестать показывать ужасы»
— Я же не буду ругаться матом при даме и молодом фотографе. А так бы за кружечкой чая рассказал, как есть на самом деле, — рассказал директор ещё одной туристической фирмы. — Никто не хочет афишироваться — прибегут с Роспотребнадзора, город у нас маленький.
У всех собеседников корреспонденты спрашивали, какие меры могут их спасти в непростой ситуации.
— Надо перестать по центральным каналам показывать ужасы. Люди прилетают из Америки, Европы. Там ничего такого нет. В Италии да — ситуация серьёзная. Показывают, что нет продуктов — обыкновенный фейк. Всё битком. На людей нагоняют ужас, — говорит волгоградец. — Раньше была из каждого утюга Украина, потом Сирия. Показывали как одна ракета за 8 миллионов хер..т по пустыне, чтобы попасть в один пикап. Бред. Вместо восстановления своей страны — восстанавливаем Сирию. Потом пошёл коронавирус. Пришла пора помогать Италии. И на фоне этого в интернете и телевизору объявления о сборе помощи детям, кому по миллиону рублей, кому по пять миллионов. На своих детей у нас денег нет.
У директора турфирмы много, что накопилось на душе в большом пустом офисе.
— Олигархам поднимать налоги не стали, якобы они платить не будут — «неприкасаемые». В госкомпаниях топ-менеджеры получают миллионы в день. Якобы перестать им платить, они уедут в другие страны, — продолжает мужчина. — Да пусть валят — кто им такие деньги платить будет. В компании народного достояния входит бывший канцлер Германии Шредер. Как помочь сейчас людям — перестать кошмарить бизнес и собственный народ.
Закрываться нельзя!
— То, что сделали неделю нерабочей — дело очень хорошее. Но для туризма это не подходит, — уверен директор турфирмы. — Многие турагентства вешают объявления, что временно не работают. Я считаю, что это неправильно. Сейчас все туристы бегают с вопросом, кто вернёт им деньги. А на двери увидят надпись «закрыто». Опять же нагнетается ситуация.
Обеспечить меры властей волгоградские турфирмы не в состоянии.
— Путин, конечно, молодец, что сказал всем уйти на карантин с сохранением зарплат. А с чего мне платить? Мы — коммерческая организация, — негодует мужчина. — Объявили мораторий по аренде — но для кого? Для муниципальной собственности? И то не каждое МУП введёт мораторий. Мы пошли к нашему арендатору, он понятным образом пояснил, что надо платить за свет, тепло. Никакой отмены аренды и быть не может. И я его прекрасно понимаю.
Волгоградец сравнил происходящее с началом процессов в начале 1990-х.
— Тогда есть было нечего, был бандитизм, убийства. Сейчас пока ещё не убивают. Сравнивать с 1990-ми годами происходящее сейчас пока нельзя, — делится мнением владелец турфирмы. — Тогда был очень высокий уровень преступности, боялись детей на улицу выпустить, ходили банды бритоголовых. Но то, что будет через несколько месяцев — не знает никто. Могут перестать платить зарплаты.
Бизнесмен заметил, что всё равно нужно верить в лучшее.
— Тяжело, что будет — не знаем. Принесли счёт, платить за аренду нечем. И зарплату тоже. Мы же бизнес — что заработали, то и полопали. Февраль и март были никакими. Думаю, ещё какое-то время продержимся. Продам из дома ювелирные изделия, чтобы расплатиться, потом машину — чтобы сохранить коллектив. А потом, может, и жалеть об этом буду. Вопрос о будущем очень животрепещущий и больной. Когда я учился в школе — Никита Хрущёв обещал к 1980 году коммунизм, в 2000 году лидер нации обещал трёхкомнатные квартиры семьям и средние зарплаты 2700 долларов к 2020 году. В перспективе всё будет хорошо.
Всю информацию о ситуации с коронавирусом за сегодня вы можете получать в режиме онлайн.