В Волгограде суд выпустил на свободу Михаила Ильина, который 25 лет назад в подъезде дома на улице Рокоссовского расстрелял боксера Игоря Шефера. Задержанного в Туле убийцу не стали судить из-за истекших сроков давности. Родные погибшего намерены обжаловать решение суда.
Предварительное судебное заседание по делу о громком убийстве 25-летней давности состоялось в Волгограде 7 мая. По словам родных погибшего в сентябре 1995 года Игоря Шефера, они никак не ожидали, что в этот день Михаил Ильин выйдет из зала суда.
«Игорь сразу назвал имя убийцы милиции»
Журналистам V1.RU удалось пообщаться с близкими Игоря Шефера. Вот что они вспоминают.
— 3 октября 1995 года около 22:00 Михаил Ильин пришел в четвертый подъезд дома № 54 на улице Рокоссовского и произвел четыре выстрела с лестницы, ведущей на третий этаж в сторону Игоря, — рассказали близкие погибшего сайту V1.RU. — Одна пуля попала Игорю в область затылка, другая — в живот. Несмотря на ранения, он сумел рассмотреть стрелявшего в него человека и назвать его имя близким, соседям, а потом и милиции. Все это есть в материалах уголовного дела.
В томах уголовного дела об убийстве несколько страниц занимают многочисленные показания соседей, врачей больницы № 25, куда был доставлен Игорь Шефер поздним вечером 3 октября 1995 года, сотрудников милиции. Все как один утверждали тогда и повторили это сейчас, Игорь Шефер находился в сознании и сразу назвал имя убийцы.
— Примерно в 22:00 из подъезда послышался хлопок, похожий на звук закрывания железной двери, — говорится в показаниях одной из свидетельниц. — Я вышла в подъезд и поднялась на 4 этаж, где возле квартиры № 105 увидела лежавшим на полу Игоря Шефера. При этом последний находился в сознании, ориентировался в окружающей обстановке. На вопрос, кто стрелял, Шефер ответил, что в него стрелял «Белый». На мой вопрос, «Белый» — это имя или прозвище, он ответил, что это его знакомый Михаил Ильин.
В материалах говорится, что на момент убийства Игорь Шефер проживал в квартире на Рокоссовского с подругой. Когда в боксера стреляли, женщина находилась в квартире и выбежала на лестничную площадку, услышав стоны. Игорь Шефер и ей назвал имя стрелявшего.
— Наверняка Михаил Ильин рассчитывал, что его выстрелы будут смертельными. В квартире его жены, с которой он расстался за полгода до этого, в тот же вечер прошли обыски. Самого его задержать не удалось. Только в феврале мы из СМИ узнали о задержании и сами пришли к следователям с вопросом, почему не сообщили нам?
После перенесенной операции и извлечения пули из головы Игорь Шефер прожил еще 8 дней. Расстрелянный боксер скончался 11 октября 1995 года. За это время он успел дать показания следователям, а изъятые из его тела пули (одна посмертно) были приобщены к делу как неоспоримые доказательства совершенного преступления. Кроме многочисленных показаний свидетелей, отстрелянных четырех гильз, пуль, в распоряжении следователей оказалась залитая кровью погибшего кофта и трико.
— Смерть Шефера наступила от слепых пулевых ранений головы, грудной клетки и живота с повреждением костей черепа, вещества мозга, диафрагмы печени, — говорится в посмертном заключении судмедэкспертов от 12 декабря 1995 года.
Экспертиза, проведенная 30 октября 1995 года, свидетельствует о том, что первый выстрел пришелся в голову Шефера, второй — в спину, а третий — в живот. Убийца стрелял пулями калибра 5,45–5,6 мм с расстояния около 1,80 см.
— 25 лет с сентября 1995 года мы ничего не знали и не слышал ни о самом Михаиле Ильине, ни о его брате, который носил кличку «Руль». За три месяца до расстрела Игорь и Ильин разругались и прекратили общение, хотя Ильин был одним из тех, кто переманивал Игоря в Волгоград в то время, когда он жил в Германии. Они действительно были очень дружны, но потом, видимо, возникли разногласия по ведению совместного бизнеса. Ударившись в бега, Ильин бросил в Волгограде жену и маленького сына. Она, кстати, пыталась придумать алиби, говоря, что Ильин находился у ее родственников за городом, куда уехал, чтобы отпраздновать День учителя. Впрочем, один из родственников позже опроверг эту информацию, заявив, что видел его последний раз в апреле 1995 года.
«Тараканьи» бега
25 лет Михаил Ильин успешно скрывался от следствия. Вскоре после побега из Волгограда он стал Таракановым. Об этом также говорится в материалах уголовного дела. По факту подделки документов его обвинили по отдельной статье. Правда, уже в 2020-м.
— Не желая быть задержанным, в период с 3 октября 1995 года по 29 февраля 2000 года, точное время не установлено, Ильин при не установленных следствием обстоятельствах приобрел паспорт гражданина РФ на имя Тараканова Николая Викторовича 1962 года рождения, уроженца города Меленки Владимирской области. Позже, находясь в городе Переславль-Залесский, Тараканов, предоставив через неустановленных лиц фотографии и данный паспорт, произвел его замену. В декабре 2001 года, используя поддельный паспорт, Ильин получил дубликат военного билета на имя Тараканова. В марте 2011 года Ильин, находясь уже в Тульской области, получил водительские права.
По словам родных Игоря Шефера, последние полгода Михаил Ильин работал водителем такси. До этого, судя по материалам уголовного дела, он много путешествовал.
— Официальное его место работы, по данным за последние полгода, — это служба такси Тульской области. Помимо этого он занимался чем-то в строительной фирме. Но факт в том, что под именем Тараканова за эти 25 лет он успел объездить полмира. В его загранпаспорте есть отметки о посещении Камбоджи, Филиппин, Испании. Значительная часть материалов уголовного дела касается его путешествий.
Под именем Николая Тараканова Михаил Ильин успел обзавестись второй семьей, в то время как в Волгограде рос его родной сын.
— Сыну было года четыре, когда он сбежал. А в Туле он действительно жил в гражданском браке с женщиной, у которой так же был ребенок.
«Следователь уверял, что свои 10 лет он получит»
Установить личность убийцы оперативникам удалось по ДНК. Ильина–Тараканова подвела пагубная привычка. Выброшенный им окурок на улице был передан на экспертизу. 13 февраля его задержали в Туле и этапировали в Волгоград.
— Сотрудники уголовного розыска УМВД России по Тульской области получили информацию, что злоумышленник может скрываться в Туле. При проверке сведений было получено подтверждение такой версии. Полицейским удалось собрать образцы ДНК мужчины благодаря окуркам, оставленным им на улице, — сообщали 14 февраля 2020 года сайту V1.RU в пресс-службе ГУ МВД России по Волгоградской области. — Исследование, проведённое совместно с волгоградскими коллегами, подтвердило обоснованность предположения о том, что в розыске находится именно этот мужчина.
На первых допросах в Волгограде Михаил Ильин признал только подделку документов. Свою причастность к убийству Игоря Шефера беглец наотрез отрицал. Такой позиции он придерживался вплоть до суда 7 мая 2020 года.
— Дело было передано в отдел по расследованию уголовных дел прошлых лет СУ СК России по Волгоградской области, — говорят близкие погибшего. — Мы много читали комментариев, в которых люди высказывались о том, что дело закроют за давностью. Задавали вопросы следователю, который вел уголовное дело, но он нас заверил: «Свои 10 лет он получит». После того, как суд 7 мая отпустил Ильина на свободу, он ответил нам: «Ну откуда я могу знать, что было в Уголовном кодексе РСФСР». И это следователь из профильного отдела?
Перед заседанием, прошедшим 7 мая, Михаил Ильин и его адвокат настаивали на рассмотрении дела в присутствии присяжных. Уже перед заседанием адвокат обвиняемого в умышленном убийстве заявил совсем другое ходатайство.
— Ильин обвинялся по 103 УК РСФСР, по котором срок давности совершенных преступлений составляет 15 лет, — сообщили сайту V1.RU в Объединенной пресс-службе судов Волгоградской области. — Изначально он настаивал на заседании с присяжными, но 7 мая, когда должно было состояться предварительное слушание, адвокат отозвал раннее ходатайство и направил новое — на прекращение по сроку давности. Суд удовлетворил это ходатайство, хотя прокуратура и представитель потерпевшей стороны были против. Таким образом, производство по уголовному делу об убийстве прекращено. Меру пресечения Ильину изменили в зале суда, отпустив под подписку о невыезде. Потерпевшая сторона имеет право обжаловать решение суда первой инстанции, а также подать гражданский иск о возмещении морального вреда, поскольку уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Никаких извинений, сообщают пострадавшие, Ильин, не признавая вины, им не принес.
— Будучи отпущенным из-под стражи в зале суда, он, счастливый, обнял свою бывшую жену, подросшего сына и, как ни в чем ни бывало, отправился на остановку. Вот такое гуманное правосудие у нас в России. Разумеется, мы будем оспаривать это решение суда.