Днем волжанин Филипп Гвоздюк делает мебель, а в свободное от работы время мастерит миниатюры знаменитых музыкальных инструментов. Играть на них невозможно, зато выглядят как настоящие. О том, как из обломков гитары сделать подарок парню из Иллинойса, и почему хэнд-мэйд не стал бизнесом на миниатюрах, читайте в нашем материале.
К своим маленьким шедеврам Филипп шел много лет и весьма извилистым путём.
— После школы я поступил во ВГИИК на кафедру библиотечно-информационной деятельности. Но с библиотеками связать жизнь так, увы, не удалось, — рассказывает Филипп. — Работал на железной дороге, в охране, с металлоломом, но все как-то не то, не цепляло. А потом устроился на завод по изготовлению деревянных окон на самую простую должность шлифовщика. Вроде то, что нужно, но там не платили. Через год страданий пришлось уйти и искать новое место работы.
После того как начинающий столяр попробовал работать с деревом, он понял, что и в дальнейшем он хочет идти по этому пути. Библиотеки оказались не для него.
— В новой организации взяли помощником к столярам, там многому научился. Тогда же, в перерывах между работой, сделал и первую миниатюрную копию реально существующей гитары. Я с детства мечтал сделать большую модель, но не было ни материала, ни соответствующего инструмента. Хотя первые попытки сделать инструмент у меня были в возрасте 12–14 лет. Тогда с другом мы делали самодельные гитары из фанеры со струнами-лесками. Но настоящий, большой инструмент, я смастерил лишь в этом году.
— Первая миниатюрная гитара, а потом и первая полномасштабная, были копиями советской электрогитары — «Элгава», это не совпадение. Особую любовь я испытываю к инструментам, которые выпускались на территории СССР. Не многие знают, что в Армении выпускали свои электрогитары. В Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Минске, Харькове — везде гитары делали. Эти инструменты были, конечно, далеки от идеалов гитаростроения. Но для коллекций они очень ценны.
Сейчас Филипп трудится в небольшой мастерской по производству авторской мебели, а в перерывах и на отдыхе отделывает мини-гитары.
— Обошел множество столярных производств, пока не пригласили в небольшую фирму по производству мебели. Начальство оказалось благосклонно к «народному творчеству» и свободное от работы время разрешает посвятить своим делам. Целая мастерская в твоем распоряжении! К слову, в дело идут отходы с производства настоящих гитар — ольха, клен, ясень, мербау, махагони, черное дерево, стабилизированная древесина и много других материалов.
Над каждой деталью будущей миниатюры Филипп скрупулёзно трудится по несколько часов.
— На одну миниатюру у меня уходит не менее недели. Сначала делаю заготовку из дерева, потом крашу, затем лакирую и до полировки даю высохнуть дня два-три. В это время начинаю подготовку деталей и фурнитуры. Некоторые вещи я уже знаю, как делать, но многие детали приходится изготавливать из всего, что попадается: тут и нерабочие материнские платы с телефонов, шурупы из механизмов старых фотоаппаратов. Последний раз вытачивал ручки потенциометров на токарном станке из заклёпок. Металлические детали полирую до зеркального блеска.
Но вот играть, к сожалению, на таких мини-гитарах всё же не получится даже у Паганини.
— Гитарные струны, конечно, делают «бриньк», но это не музыка. Размер моделей слишком маленький — всего 17 сантиметров, — улыбается Филипп. — Поэтому, мои модели для красоты, а не для игры.
— Миниатюры делал как для себя, так и на заказ. Первые экземпляры разошлись по друзьям и родственникам в виде подарков. Один человек запросил копии всей своей коллекции настоящих гитар, и я по фотографиям воспроизводил их до мельчайших деталей. В обмен я получил огромную посылку со специально нарезанными для меня кусочками древесины ценных пород.
О мини-гитарах Филиппа знают теперь не только в России. Одну свою миниатюру мастер отправил на другой конец земного шара — в Америку.
— Один человек из штата Иллинойс попросил меня сделать точную копию любимой гитары его старшего сына, у которого намечался день рождения. Это был сюрприз. Отец парня тайком доставал гитару из кейса, делал фотографии и присылал их мне. Я сделал для гитары и специальную аккуратную коробочку, упаковал и отправил ее в длинный путь. Каждый день отслеживал перемещения: сначала по России, а потом по США. Не верилось, что моя работа находится на том конце планеты. Успел я кстати вовремя.
Мастер вкладывает в работы всю душу, поэтому и расстается с каждой миниатюрой с большим трудом...
— Подход к каждой гитаре индивидуальный. Каждая деталь — это многочасовая скрупулезная работа. Если не понравилась самому, то она летит в мусорку. Никакого брака. Это становится преградой к моему «бизнесу». Потому что больше 1000 рублей за экземпляр платить никто не готов. А я знаю, что эта цена не оправдывает проделанную работу.
Филипп признает, что делает свои мини-инструменты для души. Превращать увлечение в настоящий бизнес волжанин не планирует. Он тихонько трудится в столярном цехе и мастерит свои миниатюры.
— Пока отношусь к этому, как к хобби. Не уверен, что мне приносит удовольствие продавать гитары. До сих пор сожалею о продаже многих экземпляров. Дарить их — другое дело.
Диана Бакулина