Волгоградскую мастерицу Екатерину Борзунову знают многие по всей России. Екатерина делает уникальных кукол, используя портретную технику. В любимом деле волгоградке помогают дети и муж. Дети лепят, а муж даёт время для творчества и при случае готовит ужин. Рассматривая кукол, сделанных Екатериной, не отпускает чувство, что они сошли с ретро-открыток.
«Ложусь спать, а встаю уже с готовым образом»
По словам волгоградки, перед тем, как взяться за новую работу, она долго выбирает образ для будущей куклы.
— Я стараюсь сделать лица всех своих кукол оригинальными, яркими, запоминающимися. Открываю в интернете фото и долго смотрю на типажи. Недавно у меня был заказ на кукол в стиле местных жителей горного Алтая, и я долго и много смотрела фотографии. Но человеческий мозг так устроен, что он запоминает из большинства самое уникальное, самое интересное лицо. Поэтому днём я, как правило, рассматриваю фото, ложусь спать, а утром просыпаюсь с уже сложившимся в голове образом.
Своих уникальных кукол Екатерина Борзунова делает всего-навсего два года. До этого она работала переводчиком, жила в Италии, потом какое-то время в Москве. Раз и навсегда изменила всю её жизнь встреча с будущим мужем.
— К этому ремеслу я пришла через своих детей, после того, как начала сама делать для них игрушки, — рассказывает волгоградка. — Я не проходила никаких мастер-классов, не заканчивала художественных школ. Всему научилась методом проб и ошибок. Головы и руки своих кукол я делаю из полимерной глины, всё остальное — синтепон и вата. Крепятся они на специальную подставку.
Все наряды и образы Екатерина тщательно продумывает, старается, чтобы каждая кукла выходила неповторимой. Авторский почерк всё равно сохраняется.
— Очень часто мастера делают кукол похожих на себя. Ведь кого же женщина чаще всего видит в зеркале? Себя. Красится, прихорашивается и набивает руку. Именно поэтому иногда куклы зачастую выходят похожими на своих авторов. Но я очень стараюсь делать всех кукол абсолютно разными. Полимерная глина очень капризный материал, с ней нужно работать в особых условиях. Я бы назвала их «как в операционной». Любая пыль, мех, шерсть, пух могут прилипнуть в самый неподходящий момент — и вместо красивой девушки вы получите бородатого мужика.
«Главное с иголкой не уснуть»
День мастера загружен с утра и до заката. По словам Екатерины, иногда не остается времени даже на еду.
— Ем я вообще один раз в день, потому что не хватает времени: просыпаюсь и сажусь сразу работать. Делаю кукол, потом провожу мастер-классы, готовлю фото-зоны. Проснулся с работой, заснул с работой, главное с иголкой не уснуть.
Работая над своими красавицами, Екатерина постоянно совершенствует своё мастерство. Говорит, что выходит непроизвольно.
— Бренд у меня есть, и я могу спокойно получить международный патент, — рассказывает волгоградка. — По той простой причине, что у меня уникальная техника. Как уже говорила, я не проходила никаких мастер-классов, я самоучка и, как оказалось, я открыла тут кучу всего такого, что не делает никто.
Екатерина делает абсолютно разных кукол, среди которых и ростовые.
— Такие куклы у меня работают сами по себе. Их берут в аренду фотографы и торговые центры для оформления фотозон и для фотосессий. В последнее время просят меня в музей «Россия — моя история» сделать ростовую куклу Александра Невского или ещё кого-то значимого для истории нашей страны. Но я пока не могу за этот заказ взяться, потому что это очень кропотливая работа, тонкая и масштабная. Сейчас очень много заказов, которые тоже требуют внимания.
«Линию жизни» стараюсь рисовать подлинней
Работа над куклами по заказу, говорит Екатерина, всегда начинается с долгого общения с заказчиками. Иногда некоторые звонят уже после получения заказа. Бывает, что с очень неожиданными вопросами.
— Заказчик высылает мне фотографию, мы обговариваем детали, какой костюм должен быть, на что обратить внимание, и я приступаю к работе. За два года заказы были разные. Казусы тоже случались. Однажды заказчик попросил у меня сделать куклу для дочери. Я сделала, отдала заказ. Прошло какое-то время, и мне позвонил заказчик с просьбой срочно встретиться. Я испугалась, конечно. Подумала, что с куклой что-то не то. Вдруг не понравилась. Приехала, а меня спрашивают, знакома ли я с хиромантией. «Вы нечаянно сделали моей дочери линию жизни такой короткой?», — спросил мужчина. Я не ожидала такого, если честно. Ручки у кукол ведь маленькие очень. С того случая рисую линию жизни на обеих руках и стараюсь сделать подлиньше.
Бывает, что родители заказывают у мастерицы куклу, сделанную по образу их ребёнка. За такие заказы мастерица берется с большой осторожностью.
— Хотели как-то у меня заказать куклу по портрету ребёнка. Обсуждаем детали, и мама меня спрашивает: «А что будет с моей дочкой, если кукла упадёт?». Меня в дрожь бросает от таких вопросов. В таких случаях я предлагаю родителям сделать куклу образную, похожую на ребенка, но не совсем. И добавляю, конечно, что ничего не случится.
Недавно волгоградская мастерица сделала целую партию кукол для актёров Новосибирского кукольного театра.
— Для театра меня попросили сделать 24 куклы. Каждая предназначалась в подарок выпускникам. На вручение меня тоже пригласили. И вот ребята, для которых я сделала кукол, подходят ко мне и говорят: «Здравствуйте, я Маша». А я стою, на них смотрю и думаю: «Да знаю я, кто ты, знаю, какой у тебя рост, какой у тебя вес, даже где у тебя родинка и шрамик, знаю».
Всё «от и до» в кукле Екатерина делает сама. Многие говорят мастерице, что она свой талант и дар не ценит, потому что её куклы стоят гораздо дешевле аналогичных.
— Я считаю, что лучше сделать как можно больше красивых композиций, кукол и снизить цену, чтобы люди могли мои работы покупать, чем сделать одну куклу в год, но по огромной цене. Это важно и с точки зрения практики: если всё время делать, набиваешь руку, а за год простоя даже самое элементарное может забыться.
Диана Бакулина