Нежный, печальный, наивный солдат Хозе, строптивая «дрянная девчонка» Кармен и страсть вперемешку с трагедией, борьбой и предательством — в «Царицынской опере» впервые с 2012 года обновили постановку Жоржа Бизе «Кармен». Волгоградцев ждет нечто очень неожиданное. Начиная от режиссерской концепции и заканчивая световыми и звуковыми трансформациями.
Сколько уже раз режиссеры в разных странах мира ставили «Кармен» Бизе, и на этом фоне придумать что-то неожиданное, казалось бы, уже невозможно. В «Царицынской опере» решили разрушить этот миф и пригласили знаменитого своими театральными и ТВ-постановками венского режиссера Грига Скоморовски, который сразу решил отойти от банальных стереотипов и раздал артистам партии на французском.
— Стереотипы очень часто сопровождают «Кармен» на театральных сценах, — говорят в театре «Царицынская опера». — Этой постановкой режиссер хотел избежать заезженных оперных клише, где цыганский и испанский колорит становятся во главу угла и являются причиной и итогом всего происходящего на сцене. История Грига Скоморовски имеет общечеловеческий смысл, она скорее вне времени и пространства. Центр всем известного сюжета о свободе и страсти — Хозе, или Жозе по-французски. Он — человек, прошедший сложный путь от добропорядочности, верности и любви к одержимости, предательству и чудовищному преступлению.
Артисты и постановщики «Царицынской оперы» потратили массу времени и сил, чтобы выучить партии на французском и привыкнуть к их новому звучанию. Сейчас, признаются артисты, пришло понимание, что многие фрагменты петь на родном опере языке намного удобнее, а голоса звучат выразительней.
— Ключевые мизансцены обрели иной, более глубокий смысл, — говорит дирижер-постановщик спектакля Сергей Гринев, — музыкальные фразировки стали точнее и ярче.
Главный вопрос, на котором сконцентрировался Григ Скоморовски, — как в человеческом сознании происходит радикальная трансформация от абсолютного добра к злу. Переосмысленная «Кармен» — очень эмоциональная постановка. Чтобы заострить внимание зрителя на переживаниях героев, венский режиссер сыграл на звуковых и цветовых контрастах. Для создания непривычной для волгоградского зрителя картины в театр привезли сложную светозвуковую технику, с которой работает целая команда.
В первом акте много белого и красного оттенков, затем краски смолкают и переходят к синей и песочной палитре.
Декорации оперы минималистичны, как и костюмы актёров. Сцену легко трансформируют в городскую площадь, табачную фабрику, тюрьму и таверну, переставив несколько предметов местами. Над декорациями, трансформирующими пространство, работал Георгий Матевосян.
Коллекцию принципиально новых костюмов создала художник театра Елена Павловская.
— И здесь мы постарались увести воображение зрителя от испано-цыганской темы, — признаются в «Царицынской опере». — Главное — это контраст, борьба цвета, элегантность и строгая изысканность.
Диана Бакулина