Александр Кочетков из города Волжского на прошлогоднюю первомайскую демонстрацию вышел с шотландской волынкой, о которой мечтал более 20 лет. Он единственный волынщик в Волгоградской области и в День святого Патрика рассказал о необычном увлечении, отношении волгоградцев и тонкостях познания инструмента.
— Мне было около 15 лет, когда я впервые услышал волынку, — рассказал корреспонденту V1.RU Александр Кочетков. — Я сразу влюбился в этот инструмент, заболел им. Более 20 лет волынка оставалась для меня мечтой. Мне нравилось, как она звучит, и безумно хотелось её приобрести. Это было для меня, как полететь в космос или стать супергероем.
Реализовать юношескую мечту у волжанина получилось два года назад.
— Пару лет назад моя супруга дала согласие на приобретение волынки, потому что покупка недешёвая, — говорит Александр Кочетков. — У меня самый простой бюджетный инструмент. Он обошёлся в 60 тысяч рублей. Всего на сегодняшний день на расходные материалы, уход, костюм и много чего другого ушло порядка 250 тысяч рублей.
Расходы для семьи Кочетковых весьма внушительны.
— Конечно, это ощутимые затраты. Супруга работает учителем, а я сам тружусь рабочим на заводе. Доход у нас не самый большой. Для нас это колоссальные деньги. Весь бюджет уходит на это.
Учить в Волгограде или Волжском играть на волынке Александра Кочеткова было просто некому.
— Обучение проходило самостоятельно, — делится волынщик. — Оно тоже очень дорогое. На один урок нужно примерно 3000 рублей, и то учиться нужно через скайп с шотландцами. Есть учителя в Москве, но их услуги ещё дороже, поэтому учился сам и по бесплатным видео в интернете.
Дебют Александра Кочеткова состоялся в прошлом году.
— Впервые я вышел с волынкой на майскую демонстрацию в Волжском год назад. С этого времени и начался путь волынщика по земле волгоградской, — шутит волжанин. — В основном я сотрудничаю с муниципальными учреждениями культуры — выставочными залами, галереями, с Волгоградским центром народного творчества. Принимал участие во Всероссийском фестивале «От Волги до Дона».
В День святого Патрика Александра Кочеткова пригласили выступить в ТРЦ «Мармелад».
— Позвали на фестиваль кельтской культуры, я согласился. Сам бог велел, — говорит музыкант. — Тематика мне очень близка, хотя из-за праздника затрагивалась в основном тематика Ирландии. Но я как представитель Шотландии на волгоградской земле тоже принял участие.
Помимо музыки, Александр Кочетков пытается передать и культурные знания.
— У меня выступления получаются не только музыкальными, но и своеобразными ликбезами. Я рассказываю о культуре Шотландии, об инструменте, музыке, национальном костюме, традициях, менталитете шотландцев. Пытаюсь вкладывать культуру шотландскую в душу русскую.
Процесс обучения игры на волынке у мужчины не завершается.
— В любом творчестве нельзя стать профессионалом, постоянно не совершенствуясь, — делится Александр Кочетков. — В Шотландии принцип при оценке профессионализма игры на волынке был сформулирован несколько веков назад. Чтобы стать хорошим волынщиком, нужно семь лет слушать, семь лет учиться и семь лет играть. Чтобы стать великим волынщиком, надо быть седьмым волынщиком в своём роду.
В России получить диплом волынщика невозможно.
— Чисто технически профессиональным волынщиком считается музыкант, играющий на инструменте более пяти лет, — говорит Александр Кочетков. — В мире есть несколько ассоциаций аттестованных волынщиков: в Шотландии, Германии и Америке. Можно подать заявку на прохождение квалификации, сдать экзамен и получить сертификат, став дипломированным волынщиком.
Немногие уезжают ради диплома в Европу.
— У нас в стране есть только один человек, сдававший экзамен в Шотландии, он живёт в Москве. Остальные играют только благодаря самообразованию. Я по классификации отношусь к начинающим волынщикам, — делится Александр Кочетков. — Но уже есть опыт выступлений на разных мероприятиях. В репертуаре в основном традиционные шотландские вещи. Они русскому слушателю малопонятны, так как этот инструмент для нас далёкий и чужой, чего греха таить. Поэтому есть произведения из фильмов и эстрадные композиции. Главное, чтобы самому нравилось.
В музыкальном арсенале Александра Кочеткова с полсотни различных произведений.
— Год назад я играл около 10 композиций, а сейчас уже порядка 50. Прогресс вроде бы есть.
Заработать на владении редким инструментом музыкант пока не рассчитывает.
— На коммерческой основе я стал выступать не так давно. Первый год у меня был пробным, смотрел даже больше, как люди будут реагировать. Человека в килте у нас в стране воспринимают как мужика в юбке, а к таким отношение не самое хорошее. За год публичных выступлений я столкнулся с четырьмя случаями негативной реакции. Один человек был не совсем трезвым.
Всеобщего признания на родине волжанин не ждёт.
— Я думаю, что в Волгоградской области не буду особо востребованным, потому что я стараюсь работать именно в традициях шотландских волынщиков, а это не слишком картинно и совсем не шоу, — считает музыкант. — Я не скачу по сцене, не прыгаю и не сую свой инструмент любому, кто попросит в него дунуть. Я не шоумен. Для меня самое главное — музыка. Каждый раз, выступая перед публикой, я хочу показать, как она должна звучать. А это на любителя.
Появляются у единственного волынщика региона и фанаты.
— Волынщики делятся на музыкантов и шоуменов. В той же Шотландии 90% первых и лишь 10% тех, кто делает яркие выступления. А в остальном мире расклад противоположный — 90% шоуменов для антуража и 10% — музыкантов. У людей после выступления в любом случае волынка вызывает много эмоций. Волгоградцы подходят, спрашивают, интересуются. Появляется своеобразная фанатская поддержка, чему я безмерно рад. Значит, людям нравится, что я делаю, и всё это совсем не зря.
Алексей Серебряков