Дина Жукова к празднованию 430-летия города подготовила на Центральной набережной живые скульптуры, показывающие памятники Волгограда. О специфике создания живых скульптур волгоградка рассказала корреспонденту V1.RU.
— Последние лет 10 мы занимаемся живыми статуями в Волгограде, — рассказала в Event-агентстве «Веселье» Дина Жукова. — Ещё во время празднования 75-летия победы в Сталинградской битве у режиссёра подготовки праздника возникла идея сделать живые скульптуры с фигур на площади «Стоять насмерть!» с Мамаева кургана. Мы должны были поставить шесть композиций, от главной — сделанной по образу Василия Чуйкова сразу отказались по этическим моментам. Творческий процесс увлёк нас, и мы стали делать скульптуры на историческую тематику.
С годами количество исторических образов увеличилось.
— Человек замирает в определённой позе. Одно движение — и всё, композиция разрушена, — говорит волгоградка. — Постепенно стали поступать предложения делать различных исторических личностей. На 9 Мая мы делали монументы городов славы. Ко Дню города решили сделать памятники Волгограда. Часть мы уже делали на аналогичном празднике пять лет назад. Но тогда образов было меньше, и их использовали во время гала-концерта. А сегодня мы их сделали немного другими и сконцентрировали внимание на более точных моментах.
Волгоградцы могли увидеть на Центральной набережной хорошо известные архитектурные композиции.
— Хранитель-города, ангел-хранитель с точки зрения воинской славы, ангел-хранитель любви, Пётр и Феврония, монументы с Мамаева кургана, Александр Невский и скульптуры памятника основателям Царицына на «Современнике», — перечисляет Дина Жукова персонажей с Дня города. — Были и стрельцы. Выбирали героев, которые ассоциируются именно с Волгоградом. Например, хотя памятник в парке Саши Филиппова ещё достаточно молодой, но уже появились традиции, связанные с ним. Молодожёны загадывают у него желания.
Живые скульптуры далеко не всегда специально подготовленные артисты.
— Мы приглашаем и студентов вузов, допустим, в этот раз один из героев был мальчик-художник. Он очень чётко отслеживал все линии своего образа, — говорит волгоградка. — Есть люди, которые уже много лет работают. Например, сегодняшний Александр Невский. Мужчина очень интересен тем, что его лицо очень хорошо смотрится именно в этом цветовом тоне. Получается необычное и своеобразное выражение. Раньше он изображал и военных, и мужчин в солидном возрасте. Ему очень идёт, хотя человек и не имеет никакого художественного или творческого образования, а работает по строительной специальности — верхолазом.
Позировать нравится студентам.
— Приходят ребята нашего института культуры и педагогического университета. Как правило, чаще всего привлекаем в подобные проекты именно их. Заранее обсуждаем с актёрами образы, показываем картинки, которые они должны воспроизвести. Стараемся максимально идентично заучить позы. В Европе живые фигуры стоят по много часов безостановочно, а порой и сутками. У нас такой супер и постоянной тренировки нет, но всё равно люди должны быть подготовленными.
У скульптур есть свои фишки.
— Если у человека не подготовлены мышцы, то он просто не выстоит. Подумайте сами, нужно долго стоять в зафиксированной позе, — отметила Дина Жукова. — Когда мышцы даже немного затекают, неважно — руки это или ноги, то они без подготовки начинают в любом случае смещаться, а это заметно и фигура рушится. Скульптуры знают, как смещать ось, чтобы мышцы расслаблялись. Это касается и головы, композиции ног и так далее. Нужно учитывать все моменты.
Подбор участников для композиций проходит по-разному.
— У нас бывают массовые наборы людей, когда стать живой фигурой может попробовать каждый. Например, в Камышине в мае мы задействовали 16 образов. И ребята в течение часа стояли, — делится волгоградка. — Мы смотрели и отбирали ребят, насколько они подходили имеющимся в наличии костюмам. Своё слово говорил и режиссёр. Только после репетиции людей утверждали. То есть проходит небольшой кастинг. Но в принципе любой желающий может попробовать. Чаще приходят студенты, попробуют один-два раза, и их захватывает — они остаются на постоянной основе. Некоторые уже несколько лет занимаются этим.
Часто героев для скульптур приходится тщательно подбирать.
— Всё равно, когда ищешь кого-то под конкретный образ, начинаешь перебирать в голове в первую очередь лица знакомых. Когда я искала на 430-летие Волгограда Февронию, то нужно было определённое лицо. И совершенно случайно вспомнила про девушку, которую знаю уже лет шесть, когда она была ещё подростком, — говорит Дина Жукова. — Вспомнила и поняла, что её лицо будет то, что надо, как и внешность. Говорить о славянских внешностях, когда нужно ставить композиции памятников, не приходится. Всегда у художника свой образ. Здесь важно именно то, как он представляет в фигуре конкретную личность. Есть общий образ, а конкретика зависит только от художника. Думаю, что Феврония в костюме, облачении и краске сегодня удалась. Также просматривали молодых людей с лёгкой бородкой.
Требуется пробовать и уметь разглядывать в обычных парнях и девушек будущих императоров.
— Должно быть и внешнее сходство. Например, на роли Петра I и стрельцов должны идти только рослые ребята. Петра Алексеевича мы все представляем в фильмах, и от образа никуда не уйти. Подобрали мальчика, который исполняет его уже достаточно давно. Он высок ростом и размером головы очень похож. Хотя с виду, обычный высокий, немного угловатый мальчик. Но когда на него надели полностью костюм, парик и покрасили, то оказался вылитый Пётр I.
При создании скульптур используются различные краски.
— Не могу сказать, что краски смываются легко. Художники используют смесь, появившуюся ещё до всем известного аквагрима в годы СССР, — говорит Дина Жукова. — Мы пользуемся разными видами красок, в том числе и аквагримом, в основном для создания золотых и серебряных фигур. Так называемый цвет «металлик» обычная краска не даёт. Она чуть сложнее смывается, поскольку в аквагриме присутствует лёгкая «металлическая» стружка краски, придающая мелкий блеск. Она вымывается сложнее всего. При смыве без мочалки не обойтись. Ту же шею приходится натирать по несколько раз и смывать.
Художникам известны разные составы.
— Обычная краска — гуашь, вода и жидкое мыло. Вот сегодня ребята стояли именно с ними. Такая краска лучше всего ложится и передаёт именно эффект камня, из которого и были наши «памятники». Её использовали вчера маленькие детишки в фонтане «Детский хоровод». Придумываем и свои варианты аквагрима, но фактуру лучше передаёт этот состав.
Волгоградцы неоднозначно отнеслись к милитаризованным образам и постоянное использование в культуре, в том числе и на праздновании Дня города, темы Великой Отечественной войны.
— Для меня это отчасти болезненная тема, как и, наверное, для людей определённого поколения. Мне 40 лет, я — мать. Для меня уже во взрослом возрасте пришло осознание воспоминаний рассказов бабушки, когда мне было 11–12 лет, — делится Дина Жукова. — Она была под бомбёжками в Сталинграде. Её вместе с другими с ремесленным училищем вывозили за Волгу. В детстве страшные перспективы не виделись, просто слушала, и всё. А вот когда сама стала мамой, тогда и стало приходить понимание о всех ужасах, пережитых бабушкой. Жил человек, а сверху падают бомбы. Я удивляюсь, как одна выжила, и не хочу, чтобы такое было в жизни когда-либо.
Волгоградка считает, что тему войну замалчивать нельзя.
— Мы можем как угодно к этому относиться. Я считаю, что если мы будем забывать те ситуации и не говорить о них, то всё равно военные годы должны проходить образах, хоть и не красной линией. Людям нужно напоминать о войнах, и не так важно — это Вторая мировая или Первая мировая революция. Есть вещи, которые мы должны через себя осознать и принять, что это было с нашими предками. Всё, что мы сейчас имеем, это пережитки той войны. Всегда нужно находить ровную границу, которая не возбуждала бы у людей мысли о милитаризации и не заставляла забывать.
В создаваемых живых скульптурах Дина Жукова не видит милитаризации.
— Я не считаю, что мы где-то сильно превалировали с войной, — говорит волгоградка. — У нас было шесть скульптурных групп, и о войне говорили только фигуры с Мамаева кургана, и то в этот раз мы взяли только знамя Победы. Александр Невский — это не военная тематика, а в первую очередь ангел-хранитель. Символ победы и истории. Ассоциации войны с ним нет. Остальные персонажи, например стрельцы, — жили в этих местах, куда без них. Да, это воины, но в результате их проживания на нашей территории появился острог, город. В итоге вырос миллионный Волгоград.