7 марта в музее изобразительных искусств имени Машкова на проспекте Ленина откроется выставка, посвященная памяти выдающегося русского художника Владимира Маковского. Начало — в 14:00.
— Все 10 из представленных на выставке произведений — подлинники, — рассказали V1.RU в пресс-службе музея. — Но главное — пять работ будут экспонироваться впервые.
По музейным правилам, графические работы выставляются не чаще, чем раз в 20 лет. Это делается для лучшей сохранности работ — окружающая среда негативно влияет на хрупкие графические листы.
Работы, которые впервые будут представлены, были переданы возрождающемуся Сталинградскому музею в 1961 году из фондов Государственного Русского музея. В послевоенное время многие ведущие музея страны передавали в дар свои шедевры городу, победившем в крупнейшей битве за мировую историю. Таким путем в нынешнем музее Машкова были собраны уникальные коллекции, а у волгоградцев есть возможность, не выезжая в Москву или Питер, посмотреть на произведения мирового уровня.
Гости музея Машкова ранее видели живописные работы Маковского — «Осужденный», «Девушка с ягодами», «Татьяна»… Сейчас посетители увидят и графические работы — «Шинкарь», «Дьяк и Солоха», «Малоросс», «Старик-чиновник» и «Старушка с собачкой».
Первые три работы навеяны частыми поездками художника в Малороссию, культуру, обычаи, традиции которой художник очень любил. Любил он также и произведения Гоголя — собственно «Дьяк и Солоха», по сути, являются иллюстрацией к гоголевскому произведению «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Старик-чиновник» и «Старушка с собачкой» — произведения на социальные темы, к которым автор хрестоматийной работы «Осужденный» был неравнодушен.
Владимир Маковский, будучи одним из самых востребованных, успешных и состоятельных мастеров, у которого не было проблем в заказах и в продаже работ, всегда интересовался остро-социальными, далеко не всегда «благоприятными» сторонами жизни. Работы этого плана были далеки от коммерции, но мастер, не обращая внимание на отсутствие выгоды, часто к ним обращался, считая одним из своих призваний показывать обществу неприглядные стороны его жизни. Маковский мог успешно создать милую жанровую картину или парадный портрет и в то же время не боялся переносить на полотна самые табуированные в дореволюционного время темы: дряхлость, одиночество, политические ссылки.