
В волгоградском музее изо имени Ильи Машкова в эти дни реставратор Анна Резниченко возрождает настоящую редкость — церковно-богослужебную книгу «Устав», изданную в далеком 1684 году. Настоящий возраст «пациента» стал известен перед самой реставрацией. Предполагалось, что издание моложе на пару веков.
— Эта книга излагает систему и порядок церковных служб, — рассказала сайту V1.RU Анна Резниченко. — Текст напечатан кириллицей, и сначала предполагали, что книга была издана в XVIII веке, однако перед реставрацией предмета я провела исследование и выяснилось, что книга более старинная, чем считалось ранее. Дело в том, что на самой последней странице церковной книги есть запись на старославянском языке: «Издана в год мироздания 7192». Следовательно, при подсчете становится ясно — книга вышла в свет в 1684 году от рождества Христова.

Перед тем как преступить к реставрации, Анна Резниченко исследовала в том числе и материалы, из которых сделана книга.
— Сам переплет — кожаный. Обложка, на который натянут переплет, состоит из деревянных досок. Бумага особая с характерным графическим рисунком, который видно на просвет. У этого сорта бумаги есть название — верджи, и происходит оно от названия французского города, где впервые стали выпускать бумагу из хлопка, льна и прочих материалов. Благодаря именно тканевому составу бумаги, книгу можно подвергать разным реставрационным манипуляциям, в том числе и с использованием воды. Издание с настоящей бумагой, вероятнее всего, было бы утеряно. Столетия с его историческими и социальными перипетиями сделали свое дело — вид у книги был плачевным: разрывы, следы от воска, пыли, насекомых, человеческих рук, но особенно опасна была плесень, которая имеет свойство проникать в слои бумаги, нарушая структуру волокна.

— Состояние издания непростое, но не потерянное. Как говорят реставраторы, все можно отреставрировать, если хоть что-то осталось. А для специалиста Анны Резниченко, которая уже спасла больше 100 старинных книг, возрождение издания не составляет сложности. Сейчас главное — время и терпение.


Реставрационные работы книги начались полтора месяца назад. За это время были проведены сухая чистка, обеспыливание, потом книжный блок был разобран на тетрадки, удалялись старые нитки, следы воска.
— Далее проведена нумерация страниц. Всего их оказалось 498, — рассказывает реставратор. — Каждый листочек, чтобы его обеззаразить и отбелить, был промыт особым раствором с добавлением химпрепаратов. Перед промывкой листы укладывались в специальную сетку, и только затем опускались в жидкость.

Сейчас специалист за столом с подсветкой работает над восстановлением бумаги, устраняя образовавшиеся со временем повреждения. Тончайшим листочкам современной бумаги придается колер старинных листов, и смоченные водой они при помощи скальпеля словно вживляются в основную ткань. Дело тонкое, ювелирное, кропотливое, требующее максимального внимания, аккуратности и педантичности. Чтобы не пропустить ни одного зазора и используется специальный стол. Без подсветки сложно было бы достичь того качественного результата, который мы видим.
Хотя уже сделано немало, впереди работы на полгода: надо не только восстановить структуру других страниц, но и заняться возрождением переплета, вшить тет ради в книжный блок. То время, пока реставрационная мастерская музея временно не работает из-за особого режима в регионе, страницы будут находиться под прессом и ждать, когда мастер снова вернется к ним.