Сегодня, 28 марта, на 87-м году жизни скончался известный художник Глеб Вяткин. Об этом сообщил бизнесмен, меценат и ценитель искусства Николай Малыгин.
Глеб Вяткин родился в 1934 году в Перми. В 1955 году будущий художник окончил Пермское музыкальное училище по классу скрипки. В 1966 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Награжден большой золотой медалью Тициана за фреску «Материнство», созданную в Чибьяна-ди-Кадоре (Италия), и медалью фонда «Возрождение» (Италия) за вклад в культуру. Работы Глеба Вяткина находятся в Пермской картинной галерее, в художественной галерее города Ковентри (Англия), в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова и в многочисленных частных коллекциях в Египте, Франции, Италии, Германии, Испании, США, Венгрии и России.
— Глеб — художник-философ, немного маг, — писал о нем известный итальянский художник Эрнесто Треккани. — Он серьезный мастер, приверженец свободы между людьми и в живописи. Уверенный гравер, живописец широкой палитры, гражданин мира.
До последнего художник продолжал работать и проводить выставки.
— Пандемия штука безжалостная и особенно бьет пожилых и не самых здоровых людей. Как радует, когда эта напасть обходит стороной тех, кого любишь, ценишь, уважаешь… — писал Николай Малыгин, — Недавно был в гостях у Глеба Михайловича Вяткина. Моложе, может, он и не стал, но трудится в своей мастерской не покладая рук. Как это здорово…
В 2016 году мастерскую художника, расположенную на верхнем этаже дома № 23 на улице Советской, затопило горячей водой. В результате происшествия произошло частичное обрушение штукатурки с потолка, также оказался частично
поврежден архив художника. Работы мастера, к счастью, не пострадали.
В 2018 году на фасаде здания бывшего управления завода «Аврора» на шоссе Авиаторов была заложена вентфасадом и практически уничтожена мозаика Глеба Вяткина с изображением победившего светлого будущего — мира космонавтов, ученых и технического прогресса.
— Мозаику я делал в 1975 году. Это был государственный заказ. Мне помогали монументалисты из Москвы, Чебоксар и Тольятти, закончившие художественное училище имени Мухиной, ныне академии Штиглица в Санкт-Петербурге, — вспоминал мастер. — Мы сами кололи нужные по размерам и форме кусочки. Расчищали стену от неровностей и сажали на раствор цемента, пристукивая по ним молоточком, чтобы внутри нее остался воздух и мозаика со временем не отпала. Это называется прямой набор. Общая площадь мозаики более 200 квадратных метров. Работали начиная с октября по декабрь. Холодало, и приходилось в раствор добавлять поташ. Тогда его активно использовали фотографы. А что ее закрыли? В Италии более бережно относятся к памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде же теперь монументалисты не нужны. Государство заказы не делает, а частники крайне редко интересуются таким творчеством.
Культура упала сейчас очень сильно. Народ весь в татуировках. Из тюрем пришла криминальная эстетика и считается верхом достижений. Кому нужна теперь моя мозаика.