В Волгограде в здании бывшего ЦУМа проходит выставка о рок-музыкантах известного фотографа Наташи Васильевой-Халл. Наташа была первым русским фотографом, которая получила разрешение снимать концерт известной рок-группы The Rolling Stones. Она устраивала концерты группам «Аквариум», «Алиса», «Калинов мост». Её фотовыставки путешествуют по всему миру. Фотографии женщины отличаются живостью, динамичностью и искренностью. Благодаря её творчеству люди узнали, что Виктор Цой — не мрачный и унылый, а жизнерадостный человек, а группа «КИНО» долгое время выступала на сцене в яркой одежде.
Наташа Васильева-Халл фотографировала российских рок-музыкантов с 1974 года, когда рок-музыка в СССР была подпольной. Одна из первых вступила в Ленинградский рок-клуб, когда его открыли в 1981 году. Была первым русским фотографом, получившим аккредитацию на съёмку концерта The Rolling Stones. Устраивала концерты группам «Аквариум», «Алиса», «Калинов мост». В Лондоне вышел ее фотоальбом о российском роке «PER ASPERA AD ASTRA, Сквозь Тернии к Звездам», основанный на выставке с одноименным названием, которая прошла в Лондоне, Бирмингеме, Эдинбурге и других городах Великобритании. В России опубликовано шесть ее книг-фотоальбомов на тему рока, в том числе «20 лет с "Аквариумом"», «КИНОхроники подполья», «Виктор Цой и группа "КИНО"». Участница многочисленных выставок в России и в Великобритании, в том числе выставки в Русском музее «Ленинградский рок-клуб в фотографиях» к 40-летнему юбилею Ленинградского рок-клуба в 2021 году. Сейчас занимается выпуском печатной продукции по российскому року, используя и свои архивы, и современную съемку.
По словам Наташи, во многих городах России, в том числе и в Волгограде, нет арт-пространств для творческой молодёжи. Особенно страдают те, кто увлекается рок-индустрией. Им приходится слушать рок-музыку дома на кухне.
— Я приехала поддержать Алексея. Он хочет в Волгограде организовать клуб по типу клуба в Петербурге «Время Н», — рассказывает фотограф. — Сегодняшняя выставка — первый шаг к осуществлению большого проекта. Совершенно необязательно, чтобы абсолютно каждый приходил на эту выставку. Все не придут. Все никогда никуда не ходят. Не все ходят на футбольной матч, на «Лебединое озеро», на концерт классической музыки. Но те, кто хотят посмотреть «Лебединое озеро», у них есть, куда пойти. Те, кто хотят посмотреть футбол, пойдут на стадион «Волгоград Арена». А куда пойти тем, кто увлекается рок-индустрией? Почему те, кто хотят послушать рок-музыку, делают это дома на кухне? Хочется, чтобы рок-музыка занимала такое же место в нашей стране, как и на западе. Это же тоже искусство наравне с живописью, литературой, кинематографом.
По словам Наташи, в России не уделяют должного внимания рок-индустрии. СМИ практически не освещают тематику рок-мероприятий, концертов, выставок и так далее.
— СМИ должны подключаться. Писать анонсы рок-мероприятий, освещать концерты, делать репортажи. Поддержка СМИ обеспечивает широкую популярность. Вы заходите в магазин и видите журналы про мотоциклы, вязание, садоводство, охоту и рыбалку. Несмотря на то, что вы не интересуетесь этим, вы понимаете, что это всё существует. То же самое и с рок-музыкой. Если нет ничего на поверхности, откуда человек узнает, когда и где будут концерты. Российскую рок-музыку никто не поддерживает, начиная с конца 1980-х. Я всегда хотела это исправить.
Чтобы сделать уникальные снимки, у Наташи не всегда под рукой была профессиональная камера. А испорченных кадров всегда больше, чем удачных. По словам Наташи, профессиональный фотограф должен с этим смириться.
— Какая камера попадалась в руки, такой и фотографировала. Мой первый «Зенит» появился в 1991 году. В то время не было не то, что колбасы, в магазинах вообще не было ничего. А тут «бац», «Зенит». Я говорю: «Дайте денег». Он тогда стоил 400 рублей. Тогда это были очень большие деньги. Я пошла и купила «Зенит». Но камеры не живут долго. Чтобы она прослужила много лет, нужно покупать камеру за 150 тысяч долларов. Если из 100 кадров получается один, это уже хорошо. На концерте я снимаю движущиеся объекты при меняющейся освещённости. Вот он так красиво стоял, такой прожектор сзади, фотографируешь, а получается совсем другое. Потому что сигнал до камеры не сразу доходит.
По словам Наташи, репортёры в своё время создали рок-музыкантам мрачный и чёрный образ. На самом деле, в жизни они были весёлыми, радостными, улыбчивыми ребятами. Оказывается, фишка выходить во всём чёрном у группы «КИНО» появилась гораздо позже. Сначала они выходили на сцену в ярких золотистых пиджаках.
— Я помню, как это было. «КИНО» пригласили в Таллин, а я поехала вместе с ними. Это был их первый выезд за пределы страны. Мы сидели в гримёрке в каком-то подвале. Я говорю им: «Я вижу вас на сцене в голубых ярких электрических костюмах». А Виктор мне говорит: «Нет, я вижу нас в чёрном». А до этого они были разные. На первом концерте у них вообще были красно-золотые костюмы.
Пригласить Наташу в Волгоград была идея Алексея Алыкова. По его словам, выставка работ станет первым шагом на пути к созданию арт-пространства для молодёжи, которых на данный момент в городе практически нет.
— Когда я первый раз увидел фотографии Наташи, то был ошарашен. Многих рок-музыкантов я знал лично, видел их не только на сцене, но и на их кухнях. Передать те эмоции, которые я ощущал во время концерта, очень сложно. Но Наташе это каким-то образом удаётся. Наташа не только легендарный фотограф, но и летописец подпольной музыки и культуры. С помощью её фотографий летопись и история продолжается. Я бы хотел, чтобы мои земляки почувствовали эти эмоции и энергетику.
По словам Алексея, в Волгограде нет места для реализации потенциала рок-групп. В его планах — создать арт-объект, где творческая молодёжь смогла бы показать свои таланты.
— В Волгограде рок-индустрия пока в зачаточном состоянии, — говорит Алексей. — Для того, чтобы человек мог выразить себя, была задумана идея об арт-пространстве. Без разницы, что там будет: танцы, музыка, живопись, стихи, фотография. Человеку нужно реализовываться. Не официоз, когда бабушки поют «Ой, то не вечер». Это неплохо, но это не всё. Прослойки между детьми и старшим поколением нет. Она занята либо выживанием, либо просто спивается. У нас много заброшенных ДК, которые практически превратились в руины. Например, в Кировском районе в Бекетовке ДК имени Кирова, там после войны был создан первый джаз-банд. Это 1946 год примерно. Сталинграда практически не существовало, он был разрушен. А люди играли. В своё время при общении с музыкантами в гримёрке я понимал, что они не знают друг о друге ничего. Нет обмена творческой информацией. Это главная проблема.
Выставка в здании ЦУМа будет работать до 25 ноября.