Искусствоведы и общественники заявили, что в Волгоградской области нависла угроза над одной из красивейших мозаик региона «Лето», расположенной в бывшем пансионате Волжского шинного завода «Плес» в городе-спутнике Волгограда — Волжском. В самой гостинице заявляют, что речи о сносе не идет, а мозаику считают своим достоянием и тщательно оберегают. Но ее уже скрывают от посторонних глаз и ищут на нее покупателя.
Информация о грозящем мозаике демонтаже появилась в телеграм-канале «Музейный голубь»:
— Владельцы бывшего пансионата «Плес» в городе Волжском прямо сейчас собираются ради ремонта демонтировать вот эти мозаики 1980-х, — пишут авторы. — Директор пансионата понимает их ценность и пытается найти кого-то, кто спас бы их и перевез бы для своих целей. Это довольно габаритные штуки.
Отметим, ни директор отеля, ни ИП, эксплуатирующий номерной фонд, в разговорах с корреспондентом V1.RU не подтвердили информацию о демонтаже мозаики:
— Мы с нее пылинки сдуваем, это наша гордость, и ни о каком демонтаже и речи идти не может, — рассказал индивидуальный предприниматель Андрей Буров.
Редакции V1.RU удалось найти первоисточник сообщения — автора готовящейся книги о советской мозаике. По его словам, причиной слухов о демонтаже явилось некорректное цитирование сообщения из личной переписки:
— Никто в «Плесе» ничего прямо сейчас не крушит, там совершенно вменяемое руководство, — рассказал изучающий советские мозаики Валерий Долженко. — Мозаика уже несколько лет скрыта за шторой. Посетители ее не видят, так как она не соответствует функционалу помещения. Там сейчас конференц-зал, который арендуется под различные мероприятия. А на стене — волейболистки, к тому же изображенные не без эротизма. При этом физическая сохранность мозаики отличная! Сейчас поперек помещения строится стена, которая мозаику дополнительно загораживает, но сама мозаика при этом опять же не пострадала. Руководство гостиницы хотело бы уступить мозаику новому владельцу, который найдет ей лучшее применение. Мне в принципе понятно желание руководства куда-то ее пристроить. Меня и попросили поискать потенциального покупателя. Поиск обернулся утечкой недостоверной информации в паблик, теперь и я сам в довольно дурацком положении.
Господин Долженко рассказал, что фотографировал ее для книги о советской мозаике, которая, возможно, выйдет в будущем году.
— По моей просьбе был запрос от издательства, в пансионате пошли навстречу, убрали штору, — говорит мужчина. — От руководства встречная просьба: поспособствовать в поиске покупателя. Стартовой цены не озвучивалось. Я пообещал дать знать, если поиски дадут результат и кто-то заинтересуется. Моя позиция такая: для мозаики как произведения искусства важно попасть в ответственные руки, в место, где ее смогут видеть люди с улицы. Но я не агент по продажам, я вообще не собирался придавать историю столь громкой огласке и тем более аукционы устраивать. И вообще не мне ее судьбой распоряжаться. А теперь мне же пишут люди, готовые мозаику выкупить и увезти. Разобрать ее реально, выкупить тоже. Пока что я переадресовал руководству пансионата одно предложение о выкупе и демонтаже от людей, в порядочности которых я не сомневаюсь. Самым шикарным вариантом было бы пристроить ее в какое-нибудь общественное пространство в Волгограде или области.
Мозаичное панно «Лето» создал ушедший из жизни в 2015 году монументалист Алексей Бровко, собиралось оно с 1988 по 1989 год. Несмотря на позднюю датировку и некоторую упрощенность сюжетной линии, эта работа — одна из самых любопытных в контексте еще действующих формальных идеологических ограничений. Композиция отсылает к неоклассической живописи. Шесть фигур слева кажутся парящими в воздухе, девушка посередине замерла в отчуждении рядом с источником, фигуры справа тоже едва касаются земли. В своем фигуративном произведении художник воспевает молодость и красоту человеческого тела, но, в отличие, например, от героев картин Александра Дайнеки, чьи атлетически совершенные тела-машины полностью десексуализированы, герои Бровко в первую очередь являются объектами вожделения.
Напомним, в 2019 году по решению чиновников и вопреки протестам и возмущениям общественников и искусствоведов в Волжском лишились мозаики «Люди в белых халатах», много лет украшавшей холл больницы имени Фишера. В сентябре 2019 года мозаичное панно, воспевающее работу медиков, в процессе капитального ремонта было полностью уничтожено. Чиновники заявили, что мозаика мешает соблюдению санитарных норм в больнице, а кроме того, не является объектом культурного наследия.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!