
В Международный день театра на фасаде дома, в котором почти тридцать лет прожил художественный руководитель НЭТа Отар Джангишерашвили, открыли мемориальную табличку с его гордым профилем. И новый наставник театра, и представители областного комитета культуры решили скрыться от посторонних глаз и пропустить памятную церемонию в центре Волгограда.

— Сколько несбывшихся и неосуществленных задумок... Взять хотя бы ту же самую «Волгоградскую скрипку», которую обещали реализовать некоторые руководители. Не сумели, потому что не хватает профиля, опыта и таланта, — поделился мнением друг Отара Джангишерашвили Ефим Шустерман. — Посмотрите, сколько людей сегодня пришли. Сколько еще придут. Но среди них я не заметил ни одного руководителя комитета культуры Волгоградской области. Господин Попков срочно объявил какое-то мероприятие, как будто бы не знал о сегодняшнем открытии. Так нельзя относиться к наследию, к памяти и к тем людям, которые закладывали то, что мы имеем сегодня. Я думаю, что у Отара Ивановича остались наследники... В постановках Молодежки, Музыкального театра, ТЮЗа просматриваются те мотивы, которые в своих учеников и в свою театральную культуру закладывал он.

Увидев до боли знакомый профиль на плите, сделанной Алексеем Шумиловым, волгоградцы оглушают улицу Чуйкова громкими аплодисментами. Актеры из всех театров города, поэты, представители грузинской диаспоры — каждому из тех, кто пришел к дому в центре Волгограда, хочется вспомнить о том Отаре Джангишерашвили, которым его знали только они.

— Сегодня, конечно, и радостный, и грустный день. Грустный, потому что с нами нет Отара Ивановича, — уверен художественный руководитель Молодежного театра, актер НЭТа Владимир Бондаренко. — Не надо говорить много слов, чтобы оценить его вклад в развитие театрального дела. Радостный, наверное, потому что память о нем перешагнет большие временные рубежи. Открытие этой доски нужно родственникам Отара Ивановича, близким, друзьям. Но, мне кажется, оно очень необходимо нам с вами. Ощущение театрального единства в нашем городе и есть двигатель творческого процесса. Приятно видеть представителей других театров. Почти полный состав НЭТа. Не совсем понятно, почему сегодня нет нашего руководства. Но это уже другой вопрос.

Больше всего открытия памятного знака ждут артисты Нового экспериментального театра. Прожив без своего бессменного руководителя больше года, актеры не забывают ни его наставлений перед спектаклем, ни душевных разговоров о жизни. Волгоградцы уверяют: свой каждый выход на сцену они до сих пор посвящают Отару Джангишерашвили.

— Отар Иванович — мой единственный и последний мастер, — рассказывает заслуженный артист России Сергей Семушин. — Нам его очень не хватает. Мы всегда вспоминаем, что он нам говорил. Мы всегда помним, как он настраивал нас перед премьерой. И получается, что каждый спектакль мы посвящаем ему, его творчеству и его огромной-огромной силе любви. Свою команду он собирал по крупицам. Искал нас, тогда еще молодых актеров, в этом огромном театральном пространстве. Мы ему очень верили, потому что он действительно был мастером. Заходя в театр, мы спрашивали: «Папа дома?» И все прекрасно понимали, о ком идет речь.

Оставив у таблички охапку цветов, волгоградцы еще долго не отходят от дома, в котором почти 30 лет жил театральный мастер. Почти каждый из них говорит так, будто уверен: кроме собеседников, его слушает и сам Отар Джангишерашвили.

— Для учеников и людей, которые очень близко общались с Отаром Ивановичем, это очень личное событие, — говорит актриса Нового экспериментального театра Екатерина Мелешникова. — Он всегда нам говорил: «Ребята, вы можете стать артистами. Можете стать большими артистами. Можете вообще не быть артистами — может быть, жизнь поведет вас совсем по другой дороге. Но самое главное, вы должны научиться оставаться людьми и в трудной ситуации делать правильный выбор». Отар Иванович, если вы видите нас, я надеюсь, вам за нас не стыдно. И мы будем стараться прожить жизнь достойно, красиво и влюбленно. Как вы нас учили.

Отар Джангишерашвили ушел из жизни 6 марта 2018 года — и друзья, и коллеги знаменитого волгоградца уверены, что его подкосила неприкрытая травля Нового экспериментального театра.
— Мы с Отаром дружим 30 лет. Часто встречались, гуляли по набережной вместе с его прекрасным пацаном. В июле ему бы исполнилось 75 лет. Он очень импульсивный, как и я, — говорил на церемонии прощания общественный деятель Ефим Шустерман. — Но он был намного сдержаннее в оценках людей. И тем не менее были вещи, на которые мы смотрели одинаково. Он очень презирал тех, кого я называю «Швондерами от культуры». Они «помогли» ему уйти от нас. Думаю, тут всё понятно. Я предлагаю в год 30-летия НЭТа, которой совпадает с 75-летием Отара Ивановича, на стенах театра повесить мемориальную табличку. Такая же плита должна появиться и на доме, где жил Отар Иванович. Это будет гражданская позиция и смелость наших чиновников, которые могли заставить народного артиста России по три часа ждать их в приемной.

На церемонии прощания с художественным руководителем театра не появились ни председатель думского комитета по культуре Александр Осипов, ни руководитель областного комитета культуры Владимир Попков.
Спустя год после ухода Отара Джангишерашвили артисты НЭТа вспомнили о маэстро с помощью спектакля «Маскарад».
Виктория Рындина