Под Волгоградом резко высох Микояновский пруд рядом с элитным коттеджным поселком Царицын. Экологи бьют тревогу, заявляя, что это приведет не только к гибели краснокнижных растений и животных, но и к банальной нехватке воды. Надзорные экологические органы соглашаются, что проблема есть, но перекладывают ответственность на главу поселка Павла Василенко. Тот, в свою очередь, пытается хоть что-то сделать, но безуспешно.
Пруд был. Но теперь можно считать, что его нет
На крайне тревожную ситуацию с Микояновским прудом обратил внимание заместитель директора института естественных наук ВолГУ по науке и связям с общественностью, доцент кафедры экологии и природопользования Николай Онистраненко. По его словам, значение пруда для части Городищенского района, как и для Волгограда, трудно переоценить — Микоянский пруд обеспечивает реку Царицу и местных жителей водой и является «подпором» для грунтовых вод. Идеальный климат раньше давал возможность формироваться обильной растительности, расти деревьям, отдыхать перелетным птицам и жить краснокнижным животным и растениям. Это всё останавливало разрушение местного ландшафта и повышало разнообразие живности. Но сейчас всё изменилось.
— Активное потребление воды, а также смена климата приводит к тому, что пруд практически высох. Без каких-то действенных мер пруда здесь не будет, — предупреждает Николай Онистратенко. — Теперь река Царица теряет большое количество воды, соответственно, можно ожидать снижение истока воды как в местные гидросистемы, а в итоге и в Волгу как суммирующую водную артерию.
По словам эколога, проблема Микояновского пруда возникла не одномоментно, а накапливалась за последние несколько лет.
— Прошлые два года были совершенно сухие, тогда многие речки, казалось, можно было перейти вброд. Возможно, в этом году нам, к сожалению, удастся это сделать, — рассказывает эколог. — Всё будет возвращаться на круги своя. Здесь снова будет сухая балка, которая потихонечку будет разрастаться и осыпаться. Овражно-балочная сеть будет пожирать степную территорию и ландшафты. Вместо расцвета — будет разрушение.
Когда-то пруд был искусственно зарыблен, но из-за резкого падения уровня воды большая часть рыбы уже погибла.
— Люди сюда ездили с удочкой рыбачить, дети приходили купаться, — вспоминает Николай Онистратенко. — Что сейчас здесь осталось при такой малой глубине, при сильном прогреве и, соответственно, потере растворенного кислорода? В этом году могут еще и выживут придонные рыбы. Но большей части тех, кто раньше населял пруд, уже нет.
Проблема возникла и с водоснабжением разрастающегося коттеджного поселка — сейчас скважины могут питать лишь 50 домовладений, и воды на всех не хватает. При этом еще не так давно на Микояновском пруду пытались справиться с противоположной проблемой — переизбытком воды. Даже построили новую дамбу с водоспусками для сброса излишков в весеннее половодье.
— Особенно печально, что был сделан очень серьезный ремонт. Старую дамбу регулярно прорывало, — сетует биолог. — Представляете, сколько было воды, что ее избыток уходил вниз по балкам? Сейчас здесь хороший мост с дамбой, только она уже неактуальна. Пруд почти высох.
При этом чиновники надзорных ведомств, которые обязаны отвечать за экологию региона, предпочли в данном случае перекладывать ответственность друг на друга. В Росприроднадзоре заявили, то в 2022 году никто не обращался к ним с данной проблемой. И пруд подлежит региональному надзору со стороны комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии администрации Волгоградской области.
В комитете природных ресурсов администрации, в свою очередь, также сообщили, что не получали ни жалоб, ни обращений. Но заявили, что сотрудники отдела государственного экологического надзора облкомприроды выехали на место для проверки возможных нарушений. Нарушений, кстати, чиновники не нашли. Напротив, они обнаружили, что пруд есть и он захламлен, о чем проинформировали органы местного самоуправления — администрацию Городищеского муниципального района Волгоградской области. Именно они, по мнению облкомприроды, должны заниматься спасением Микояновского пруда и не допускать появления в нем бытового мусора.
Администрация же Городищеского муниципального района, в свою очередь, пришла к выводу, что за состояние пруда отвечает глава поселка Царицынский Павел Василенко.
Наши насосы качают воздух
Павел Василенко признает, что состояние пруда находится в его зоне ответственности. Но говорит, что сам неоднократно обивал пороги надзорных экологических органов, но все твердили одно: «Проблема не наша, занимайтесь ей сами и как хотите».
— Да, пруд высыхает. Он наполняется только внешними водами и маленькими родничками, которые его поддерживают, — признает глава поселка. — На территории пруда находится три водозабора, которые снабжают часть поселка и рассчитаны только на 50 домов. А их сейчас в пять раз больше. И питьевой воды всё равно не хватает. В августе в верхней части поселка воды практически не было. Приходится или осуществлять подвоз, или люди вынуждены привозить ее сами.
Несмотря на то что Царицын считается элитным и дорогим коттеджным поселком, проблема воды с каждым годом становится всё сильнее. Геологические изыскания показали, что на скважины можно даже не рассчитывать — питьевой воды под поселком нет.
— Уровень грунтовых вод падает. У всех, у кого были колодцы и скважины, всё пересохло. Насосы качают воздух, — рассказывает Павел Васеленко. — Сейчас мы с администрацией района пытаемся решать проблему. Найти инвестора или арендатора, чтобы тот провел работы. Но пока безуспешно.
За свой счет поселок сделать это не может — бюджет администрации Царицына всего 5 миллионов рублей. Проблема пруда в этот бюджет не «влезает».
— Нужны вливания очень большие, а проблем — еще больше. У нас и школы нет в поселке. Дети ездят учиться в Гумрак. Надо решить проблемы с дорогами еще, освещением, парками, — перечисляет Павел Василенко, отвлекаясь порой на бурное обсуждение с подошедшим старичком на тему своевременности посадки можжевельника. — Ждем федеральных денег. Должны перечислить, но их всё нет. А на восстановление Микояновского пруда у нас бюджета не хватает.
По словам главы поселка, пруд должен ожить к весне. Но будет ли так в этом году, он уже не уверен.
— Раньше здесь был шикарный водоем со всеми прелестями. Сюда приезжали купаться, рыбку удили. Карпов, толстолобиков. Цапли до сих пор прилетают, — указывает на птицу вдалеке Павел Василенко. — Меняется всё. И страшно, что это приходится видеть самому. Хотелось бы, конечно, чтобы дети и внуки видели красоту, которую раньше видели мы. Сколько здесь живу, 28 лет, не было такой катастрофической ситуации. Но я верю, что всё вернется на круги своя. И пруд наполнится, и рыба вернется. Ну не может быть проблем в поселке, где живут только хорошие люди.
Спасти еще можно
Николай Онистратенко, в свою очередь, предлагает всё-таки изыскать деньги и провести хотя бы первоначальное геолого-гидрологическое обследование, чтобы выяснить — почему вокруг Царицына начала гибнуть природная гидросистема.
— Учитывая, что не было аварийного прорыва и спуска пруда на нижележащий рельеф, следует выяснить причины катастрофического обмеления, — говорит Николай Онистратенко. — Причин можно предположить множество, но в любом случае необходим профессиональный развернутый мониторинг, чтобы точно определить реальную причину бедствия.
Именно обследование, по словам биолога, подскажет, какие решения надо принять в первую очередь, а какие уже потом.
— Существует огромное количество инженерно-технических решений по дно- и берегоукреплению, — перечисляет биолог, — требуется элементарная расчистка балки и лесоуход. Необходимо укрепить склоны балки, засеять эродированные и выбитые склоны многолетней травянистой растительностью, можно организовать в балке сбор и накопление отвалов снега в ходе зимней механизированной очистки улиц поселка и проходящей автотрассы. А вот порой предлагаемое искусственное заполнение водоема водой представляю себе слабо — поселок Царицын славится своей безводностью. Вообще, это непосредственная задача как районных чиновников администрации Городищенского района, так и чиновников администрации Волгоградской области. Научную, методическую и техническую помощь нужно требовать от облкомприроды, бассейнового управления, администраций района и области. Можно попытаться обратиться в МУП «Берегоукрепление» за консультацией, но организация имеет городское подчинение и, соответственно, формально областные вопросы не вправе решать. Ну и, конечно, необходимо научное консультирование представителей вузов и НИИ города. В простых работах по улучшению состояния склонов и уборке территории можно попытаться привлечь волонтеров. Надо просто заниматься этим, а не сетовать, что бюджетов нет, а других дел слишком много.