Сегодня в волгоградском ГДЮЦе открылся детский технопарк «Кванториум». В нем ребята в возрасте от десяти лет смогут научиться конструировать роботов, создавать предметы на 3D-принтере и даже проектировать автомобили. Им ёлку смастерить не составит труда.
«Подойти к конструкторам с умом»
В «Кванториуме» в общей сложности шесть направлений, но наибольшее оживление там, где создают роботов, — в «Робоквантуме». Мальчишки лет 10–13 заняли едва ли не каждый свободный метр в помещении и собирают «умные» конструкторы. Некоторые из них осваивают самые азы, но есть уже и те, кто может сделать робота из сотен мелких деталей.
— У меня дома есть металлический конструктор, из которого я могу сделать разных роботов, — делится с V1.RU 13-летний Саша Шентов. — Идея создавать конструкторы, способные что-то хватать и поднимать, у меня появилась во время занятий пожарно-прикладным спортом. Первый раз мне было тяжело перепрыгивать через двухметровую стену и подняться по пожарной лестнице на второй этаж. И тогда я подумал: «А что, если машины не надо будет настраивать самому, а можно будет их программировать на то или иное действие». А интерес к робототехнике у меня с момента покупки первого конструктора, с четырех лет. И только в первый раз я собрал его по инструкции — дальше всегда собирал сам.
Робототехника, казалось бы, увлечение не совсем женское, но среди двух десятков ребятишек, собравшихся в «Робоквантуме», мы встретили и двух девочек.
— Я ходила на курсы журналистики, но в направлении техники — камеры и все подобное, — рассказывает 12-летняя Саша Грачева. — Потом увидела рекламу «Кванториума», решила попробовать себя здесь. У меня вообще не совсем девчачьи интересы. Играю не в куклы, а в машинки. Ещё с мальчиками в баскетбол играю. Не знаю, откуда у меня интерес к технике, потому что у родителей, у сестры и подруг такого нет. Но я хочу в будущем моделировать.
«Делаем машины, как в «Форсаже»
Пока одни дети колдуют над роботами, другие исследуют нанотехнологии. Непонятное всем взрослым слово хорошо знакомо волгоградской ребятне.
— Мы пытаемся с макроуровня спуститься на микроуровень, — рассказала педагог «Наноквантума» Виктория Моисеева. — Скажу проще: из одной молекулы выводим один атом и получаем совершенно другие свойства вещества. Например, графит не проводит электричества, но в электрооборудовании мы используем графитовые нанотрубки.
Если в «Наноквантуме» ребят немного — всё-таки специфика изучаемого направления под силу не каждому, то желающих заниматься в «Автоквантуме» хоть отбавляй. Новичков преподаватель Евгений Климентьев мотивирует довольно простым способом.
— Какие последние фильмы про гонки вы смотрели? «Форсаж»? А хотите делать машины, какие видели на экране? — спрашивает педагог у школьников, пришедших сюда с экскурсией. — Тогда приходите. У меня в лаборатории стоит мощностной стенд, и я испытываю машины, в которых от 800 до 1000 лошадиных сил.
Евгений Климентьев утверждает, что задача «Автоквантума» не в том, чтобы вырастить автомехаников.
— Цель в том, чтобы ребенок понимал механизм работы машины и умел решать сложные задачи. Мы здесь готовим хороших инженеров, которые знают, как машины устроены, работают и, конечно, смогут их совершенствовать, создавать что-то новое. У меня есть целая команда, мы испытываем все виды транспорта. Сейчас разрабатываем беспилотный транспорт, пишется программное обеспечение для него, куплен автомобиль. Дети тоже смогут заниматься этим. А также участвовать в соревнованиях, в том числе и международных.
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
По соседству с «Автоквантумом» есть «Энерджиквантум». Здесь детей учат добывать энергию.
— В вводном курсе мы начинаем с солнца, ветра и воды, — рассказывает преподаватель Алексей Меликов. — Позже уже переходим на использование энергии водорода. Говоря простым языком, мы показываем, как можно сдвинуть тот или иной предмет без электричества. У нас здесь есть ветроустановки, солнечные батареи и даже бассейн. Правда, его мы ещё не заполнили, потому что катер у нас слишком мощный, а бассейн маленький. Думаем, как поступить.
В «Кванториуме» есть также «Хай-тек-цех». Детям, которые приходят сюда, нужно быть по-настоящему творческими личностями, но при этом хотя бы немного владеть мастерством инженера.
— Любимый инструмент наших ребят — это 3D-принтер, — рассказывает педагог «цеха» Данила Авдеюк. — Они создают на нем совершенно разные вещи: от крепёжной детали до ёлочки. Модель сначала рисуется от руки, затем создается на компьютере и уже потом обретает материальную оболочку. Либо распечатывается на 3D-принтере, либо вырезается на одном из наших станков. Вообще ребятам, которые к нам приходят, интересно в первую очередь делать что-то руками.
Перед приближающимся Новым годом у ребят из «Хай-тек-цеха» почётная миссия — сделать ёлки для всего «Кванториума». Создаётся вечнозелёная красавица, которая в этом случае всё же бежевого цвета, с помощью лазерного гравюра. Сначала ребята моделируют её на компьютере, а уже затем «вырезают».
Кроме новогодних забот, ребята успевают уделить время и собственным идеям. Например, Ваню Дербенцева мы застали чертящим эскиз брелка в виде сердечка.
— Я из очень творческой семьи, — говорит мальчик. — Мама — художник, отец — краснодеревщик, брат — музыкант. Вот и я хочу быть творческим. И уметь делать что-то своими руками. Наверное, тоже стану краснодеревщиком.
Адиль Зодоров