Стрельба в брянской школе вновь вызвала многочисленные инициативы чиновников и депутатов всех уровней, желающих провести очередную реформу образования или наложить на педагогов и директоров школ еще какие-нибудь дополнительные обязанности по контролю и воспитанию. Свою точку зрения по этому поводу высказал один из известнейших политологов России Александр Сайгин.
Я понял, что с иронией у всех плохо, но всякие-разные ответственные лица уже начали прыгать ровно по тем же граблям, что и в предыдущие разы: ищут экстремизм, ссылаются на плохую охрану и так далее. Можно прям шутинг-бинго уже делать и отмечать каждый раз одни и те же пункты, которые грязными ртами будут повторять ответственные лица.
Пару лет назад после очередного шутинга у одного из губернаторов появилась светлая мысль: создать телефонную службу доверия с психологами для затравленных детей. Не знаю, пошел ли этот проект и как реализовался, но я был приятно удивлен. Скорее всего, всё заглохло, потому что в государстве с гипертрофированной силовой компонентой искать экстремистские и деструктивные чаты, созданные иностранными разведками, легко, приятно и прибыльно. А психология — продажная девка капитализма. Очевидно, что и педагогика скоро будет записана в них же, потому что ну а как еще?
Есть ли у учителя время установить доверительный контакт с каждым ребенком? Спросите учителя, и он вам на это выдаст такие ответы, что любой оппозиционер покажется добрым и конструктивным. Есть ли у учителя после 10–20–30 лет преподавания в школе желание сближаться с учениками? Ой, сомневаюсь. Мои наблюдения показывают, что такие учителя в первый же месяц для себя рассортировывают учеников на любимчиков, изгоев и биомассу и больше к этому вопросу не возвращаются. Со всеми вытекающими последствиями.
И никакие замы по воспитательной работе, которых год назад с помпой ввели, не помогают. А почему? А кто-то потрудился изучить их должностные обязанности и инструкции? Вот потрудитесь и тогда обсудим.
Так что же делать? В первую очередь отходить от количественных показателей в оценке работы в сфере образования. У нас тут третье десятилетие XXI века, а не XX. Во вторую — найти уже поле для установления доверительных отношений между школьниками и... а вот это самый главный вопрос. Могу судить только по себе, но я класса с пятого учителям уже не доверял ни в каком виде. И сильно уверен, что подобная проблема была не только у меня. Это вообще наверно свойство возраста. Значит, не учителя должны работать со школьниками. Или работать, но не исключительно через патриотическую компоненту, от которой не тошнит в лучшем случае 10% учащихся.
Вовлечены ли у нас сейчас школьники в самоуправление школами? Исключительно согласно годовому плану работы образовательного учреждения, утвержденного территориальным органом образования в соответствии с рекомендациями министерства просвещения. На этом предложении любому понимающему должно стать смешно.
Вы хотите знать, как прекратить буллинги и шутинги в школах? Тогда подумайте, зачем стране школы и есть ли в них место всем или там тоже есть свои изгои, как в государстве?
Согласны с автором?
Еще больше оперативной информации — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить все самое главное о жизни Волгограда и области.