34% россиян за последний год не прочли ни одной печатной книги, такие цифры приводит в своем исследовании Левада-Центр. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) также подтверждает падение интереса людей к литературе. Популярность печатных вариантов неуклонно снижается, тогда как электронные форматы, напротив, используются все чаще. Так, в 2011 году традиционные бумажные книги предпочитали всем другим почти две трети россиян (62%), а сегодня эта доля снизилась до 47%.
В библиотеках когда-либо бывали девять из десяти россиян (89%), однако две трети (63%) – более двух лет назад (в 2009 году эта доля составляла 50%). 30% респондентов полагают, что привычные нам библиотеки в ближайшие одно-два десятилетия прекратят свое существование. Сотрудники библиотек с этим категорически не согласны. Они убеждены, что, если привить человеку любовь к чтению с самого детства, и книги, и библиотеки будут сохранены на долгие годы. Как это сделать? Сотрудники областной юношеской библиотеки предлагают ай-стоппер, где содержатся десять практических советов, как привить любовь к чтению дошколятам. Итак, первое знакомство с книжкой должно произойти гораздо раньше пятилетнего возраста, но возраст от пяти до семи – особенный. В нем книжка становится настоящим другом, потому что ребенок берет ее в руки сам и начинает читать без посторонней помощи. Не отбить этот интерес и привить хороший вкус – задача родителей.
Правило первое
Каждому возрасту – своя литература! Даже разница в два года – от пяти до семи – это целая пропасть в развитии. Поэтому литература для пятилеток и семилеток разная. Чтобы не гадать, что дать почитать крохе, советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста. Хрестоматия позволяет грамотно знакомить ребенка не только с произведениями, соответствующими возрасту, но и с разными авторами – зарубежными и отечественными, разными жанрами литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы), разной тематикой (о природе, о животных, о детях, о труде). Ваша задача – прочитать хрестоматию за год плюс три книги. В этом случае можно рассчитывать на то, что ваш малыш станет настоящим книголюбом.
Правило второе
Отталкиваясь от хрестоматии, собирайте детскую библиотеку. То есть покупайте сборники тех авторов, чьи произведения в ней представлены. Это даст возможность «начитывать» автора, что в свою очередь формирует задатки литературного вкуса. По одному произведению нельзя сказать, как относишься к творчеству писателя, а вот по десяти уже можно.
Правило третье
Формируйте привычку! Читайте каждый день. Просто так. Чтение ради чтения. Начать надо, пока не пришла пора идти в школу. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с «обязаловки». В период от пяти до семи лет попробуйте сформировать традицию семейного чтения. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение, но делайте это обязательно!
Правило четвертое
Введите новую традицию – день любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу, сказку. Это приучит его возвращаться к прочитанному и по-новому смотреть на знакомое произведение. Тогда есть шанс, что и «Войну и мир» чадо все-таки перечитает. И, возможно, изменит сформированное школой отношение к этому классическому произведению.
Правило пятое
В этом же возрасте ребенок должен научиться «чтению с продолжением». То есть начать читать большие книги, разбитые на главы. В день по главе. И прежде, чем начать новую, вспоминаем вместе, на чем остановились. Предвкушение продолжения пробуждает у маленького читателя интерес, затягивает.
Правило шестое
Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если механический навык чтения ему уже покорился, и он отлично складывает буквы в слоги. Такое насилие убивает читательский интерес. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам! Если вы читали ему много и часто, то будьте уверены, он сделает это. Произойдет такое важное событие где-то между семью и восемью годами (если не раньше), как только ребенок перестанет сосредотачиваться на технической стороне чтения.
Правило седьмое
Говорят, книга – лучший подарок. Это, конечно, так, но только не для дошкольника! Для него лучший подарок – игрушка. Недопонимая это, мы невольно способствуем тому, что книга, которую находит малыш под елкой на Новый год, встречается разочарованным вздохом. То же касается и дня рождения. Дело в том, что книга – лучший подарок для того, кто любит читать. Наша задача – привить эту любовь дошкольнику ненавязчиво, а не отбить ее из лучших побуждений. Конечно, книги дарить нужно, но не на праздник. Просто так. «Сегодня мне захотелось тебя порадовать, и я купила тебе эту книгу, – говорите вы таинственным голосом малышу перед сном. – Зови папу, укладываемся и будем читать».
Правило восьмое
Как здорово, если в семье есть книга, которая передавалась из поколения в поколение. Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими страничками, но... Родная и близкая, как член семьи. «Бабушка читала ее мне, когда я была маленькой, я читаю ее тебе, а ты, когда вырастешь, обязательно прочтешь ее своему малышу...». Так книга становится близким другом.
Правило девятое
Запишитесь с ребенком в библиотеку до того, как он пойдет в школу. В библиотеке совершенно особенная атмосфера. Конечно, любую книгу сейчас можно купить, но, согласитесь, взять почитать ее на несколько дней, потому что другие ребята ждут и тоже хотят прочесть ее, гораздо «педагогичнее». В библиотеках к тому же часто проводятся вечера книги, встречи с писателями. И чем раньше ребенок столкнется с этим чудесным миром, тем раньше у него начнет формироваться читательская культура. Кроме того, возраст от пяти до семи лет идеально подходит для первого посещения библиотеки.
Правило десятое
Читайте сами! Ваш пример – самый лучший способ привить чаду любовь к книге!
Не кажется ли вам, что эти десять пунктов выполнить не так уж и сложно?! Главное – захотеть. Вы только представьте, какое огромное спасибо скажут вам сын или дочка, когда вырастут большими и начитанными...
10 книг, которые можно и нужно прочитать с малышом
Астрид Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше»
Даниил Хармс. Стихи
Николай Носов. Рассказы
А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»
Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Татьяна Александрова. «Домовенок Кузя»
Валентин Катаев. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»
Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лгунов»
Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса»
Последние три книжки лучше прочесть ребенку ближе к семи годам. Так, «Маленький принц» заключает в себе настоящую философию жизни, а в произведениях Джанни Родари очень ярок социальный мотив, и многое придется объяснять малышу. «Сказки дядюшки Римуса» насквозь пропитаны такой тонкой иронией, что по-настоящему их оценит более опытный читатель.
Конечно, этим небольшим списком выбор книг для дошколят не ограничивается. Добрых и полезных произведений, к счастью, довольно много. Не забудьте про сказки Андерсена, братьев Гримм, Перро, про «Алису в стране чудес», «Волшебника Изумрудного города» и, конечно же, про Чиполлино, Незнайку, Чебурашку... А еще обязательно достаньте с полки забытую, запылившуюся вашу самую любимую детскую книгу и прочтите ее вместе с малышом. Во-первых, вы сами получите ни с чем не сравнимый заряд эмоций, прочитав ее вновь, а, во-вторых, чадо обязательно поймет и почувствует, что это произведение значит для вас. Вы расскажете ему, почему, и... У вас появится общая тайна!
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com