Юлия Антропова, бывший сотрудник сетевого магазина в Волгограде, побывала в 42 странах, не считая тех, где останавливалась всего на несколько часов. Разве такое возможно, учитывая, что она росла в небогатой семье, где ни у кого не было даже загранпаспорта? Оказалось, что да. Мечта путешествовать привела Юлию в стюардессы, и в небе она провела около 10 лет. Как стать стюардессой и почему мечты обязательно сбываются, Юлия рассказала корреспонденту V1.RU в нашей рубрике «Сбежавшие из Волгограда».
В трудовой книге «бортпроводник»
Юлия родилась и до 23 лет жила в Волгограде, мечтая о путешествиях и красивой жизни. Работала менеджером по персоналу в сетевых магазинах, но всегда хотела большего. Ей нравились английские и американские фильмы, рассказы о поездках в дальние страны и красивые фотографии и ролики в ныне запрещенных соцсетях. Но казалось, что между ней и той, далекой, жизнью стоит непреодолимый барьер. В семье Юлии ни у кого не было даже загранпаспорта, не говоря уже о поездках за границу.
— Первые изменения в моей жизни начались, когда в 21 год я познакомилась через знакомых со швейцарцем. Сначала мы общались по интернету. Потом он пригласил к себе, — вспоминает Юлия. — Я рассчиталась с работы и уехала к нему. Но ничего не получилось, и я вернулась обратно. Но тот, казалось бы, неудачный опыт дал искру. Дал понимание, что можно уехать.
В 23 года Юлия окончательно покидает Волгоград, уезжая в Москву.
— Я переезжаю в Москву к знакомой. В кармане 30 тысяч рублей, смешные деньги для столицы. Начинаю искать работу менеджером по персоналу и одновременно просматриваю вакансии в аэропорту, — говорит Юлия Антропова. — Увидела вакансии стюардесс, прочитала требования и поняла, что подхожу. Хотя были опасения, что стюардесса — это что-то нереальное и далекое. Это же нужно знать много языков! Это же надо иметь какой-то опыт...
В итоге Юлия отправила резюме сразу в несколько авиакомпаний: в «S7», «Аэрофлот» и «Трансаэро».
«Главное — здоровье»
По словам Юлии, главное, на что обращают внимание при отборе кандидатов в бортпроводники — это здоровье. Смотрят и на возраст, отсутствие татуировок и рост, но здесь требования меняются в зависимости от авиакомпании. Также порой требуются знания иностранных языков на уровне B1-B2, но это тоже зависит от авиакомпании. В некоторых иностранный язык не требуют.
— Например, в Эмиратах рост измеряют по вытянутым вверх рукам, — объясняет Юлия. — Может, у тебя рост и маленький, но зато руки длинные и до полочек достанешь. И высоким людям тяжело. С ростом в два метра женщину вряд ли возьмут. Конечно, есть большие самолеты, но в Boeing-737 девушка будет выглядеть скрюченной, да и неповоротливой. А мне повезло — я попала в массовый набор 2010 года, когда требования снижались. Тогда, после кризиса 2008 года, вновь открывали рейсы и срочно нужны были люди. Со мной училась девочка, у которой был рост 160 сантиметров. Так ей сказали: «Руки-ноги есть — пойдем». Правда, потом она быстро вышла замуж, переехала в Канаду и больше не летала.
Впрочем, по словам Юлии, даже в ходе массового набора ей пришлось пройти три этапа собеседований: массовый, на знание английского и с главой отделения бортпроводников.
— С английским языком главное — не теряться, а что-то говорить. У меня спросили про таблетку от живота, а я предложила таблетку от головы, — смеется девушка. — Если в гражданской авиации достаточно знать разговорный английский язык, то в бизнес-авиации уже английский надо знать очень хорошо. Впрочем, если не летать за границу, то и английский бывает не нужен. В маленьких компаниях его тоже не нужно знать. Но если работаешь в крупных авиакомпаниях, то он обязателен. Приветствуется и знание других языков. В ряде компаний есть доплата за знание второго языка. Но есть и нюанс. Если ты знаешь второй язык, например, китайский, то ты будешь жить на одних китайских рейсах.
«Есть бортпроводники, которые сознательно не говорят, что знают второй язык, чтобы вначале полетать по разным направлениям»
«Кому-то достался Новый Уренгой, а мне — Лондон»
После обучения Юлия попала на международные рейсы. Начались многочисленные полеты по разным странам. В общей сложности ей удалось посетить 42 страны — это только тех, где она пробыла минимум несколько дней.
— Я не считала места, где я трап самолета поцеловала и улетела, — шутит Юлия Антропова. — Так, первый стажерский рейс у меня был в Лондон, но без выхода в город. Конечно, сначала было очень интересно. Даже просто видеть иностранцев в самолете. Помню, как на учебе мы друг друга спрашивали — кому что досталось? И кому-то достался Новый Уренгой, а мне — Лондон. Хотя в чем разница, если ты не выходишь из самолета. Но это было круто. Первый полет — и за рубеж!
Сначала у Юлии были короткие рейсы на маленьких самолетах, когда в перерывах нет возможности погулять по городам. Но постепенно ситуация стала меняться к лучшему.
— Первый раз удалось выйти в Берлине — была стоянка пять часов. Подбила старшего бортпроводника поехать в город. А он еще отнекивался, говорил, что он сто раз там был. Но всё-таки смогла его уговорить, и мы поехали гулять по центру, есть сосиски и фотографироваться, — вспоминает с улыбкой Юлия. — Через три месяца я получила допуск на дальний рейс, на дальнемагистральный Boeing 767. Командировка была на неделю в Китай — в Санью. Там оплачивался отель и завтрак, начислялись суточные. Это было классно. Мы тогда отлично поездили по Хайнаню — экскурсии, парки обезьян, чайные фермы…
Затем у Юлии начались «кругосветки». Так говорят, когда у экипажа идет несколько перелетов подряд из регионов в популярные туристические направления с остановкой в городах на несколько дней.
— Вылетаешь из Москвы, летишь в Екатеринбург. Проводишь там день, потом летишь в Бангкок. Два дня проводишь там, затем летишь в Новосибирск. Еще два дня там, потом Бангкок и обратно в Москву, — перечисляет Юлия. — Можно две недели так летать с одним экипажем. Я тогда буквально влюбилась в Бангкок. Мы прилетали — и, естественно, никакого сна: массаж, шопинг, том-ям. В день нужно было уложить всё! А на следующий день спать и вновь в рейс.
Популярные туристические направления зачастую становились для стюардесс привычными, словно к себе на дачу.
— В гражданской авиации все направления однотипны. Мне уже казалось, что в Доминикане я была 100 миллионов раз, — смеется Юлия. — Одно лето мы постоянно на Канарские острова летали. Мы прилетали в Тенерифе и сидели там неделю. Компании было дешевле оставить экипаж на островах, чем оставлять самолет. Самолет ведь окупается только в воздухе. Как только он спустился на землю — это категорически невыгодно владельцам. Поэтому самолет с одним экипажем прилетал на Канары, в него садился другой экипаж, который уже неделю его там ждал, и улетал обратно в Москву. А нас оставляли чилить неделю на островах в четырехзвездочных отелях, ждать, пока не прилетит новый рейс. Объяснялось это просто: экипаж не может лететь дальше, если рейс был больше 5,5 часа в одну сторону. И у меня лето выглядело так: неделя в Москве — неделя на Канарах. Уже появились даже знакомые пассажиры. Лечу, смотрю, дядька знакомый на лицо. Спрашиваю: «Слушайте, мы, по-моему, с вами неделю назад летали». Он: «Да-да, у меня дача на Канарах». И только потом я вспомнила — да я же его не в салоне видела, а по телевизору, где он много о патриотизме говорил.