Чаще всего кризисам подвержены не 25-летние инфантильные особы, завидующие увиденным в запрещенных соцсетях машинам, курортам и красивой жизни одногодок. И даже не 30-летние дяденьки и тетеньки, которые вдруг узнали, что перестали быть молодежью. И не мужчины в 40 лет, просыпающиеся в кровати у любовниц. Больше всего кризисов ложится на хрупкие детские плечи. Причем самый частый кризис — кризис трехлетнего возраста, когда ребенок уже хочет быть самостоятельным и закатывает истерики по очень важным для него поводам. Клинический психолог и мама маленького ребенка Анастасия Фёдорова рассказала подробно о кризисе трехлетних малышей и дала советы родителям, что делать в этот возрастной период.
Возрастные особенности
Три года — это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа «Я», самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте в общении, уважении, признании и самостоятельности.
Ребенок в три года выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ему для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, дети пытаются установить с ними новые отношения.
— Ни один специалист не способен дать точный ответ на то, когда заканчивается данный кризис, — подмечает клинический психолог Анастасия Фёдорова. — Продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая: воспитания ребенка и усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в большинстве случаев ситуация стабилизируется уже к четырем годам.
Дети в этом возрасте действуют практически одинаково. Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти всё, что предлагают родители. Они делают всё сами, даже если им это пока не по силам.
Родителям важно проявлять терпимость и помнить, что ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.
— Ребенок может слушаться одного родителя и во всём перечить другому, — акцентирует внимание психолог. — В три года ребенок начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. У него возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.
Игры трехлетних детей становятся более коллективными и имеют сюжетное наполнение. В них ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует также.
—В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10–15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое, — говорит Анастасия Фёдорова. — Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Одной из возрастных особенностей трехлетнего ребёнка является активное освоение речи. Дети придумывают несуществующие слова и придают уже известным словам свой особенный смысл.
Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Заметно в этом возрасте также эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Максимально это выражается в четыре года.
— Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери, — объясняет Анастасия Фёдорова. — Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
У ребенка в 3–5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
— Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму. В комнате должен гореть ночник и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта, — советует Анастасия Фёдорова. — В этом возрасте дети боятся отрицательных героев из сказок, бабаек и прочих нелицеприятных личностей. Так как такие персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.
Основные проявления кризиса
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. Он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Ему всё надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приводящей к конфликту с близкими людьми. Причем именно эти проявления кризиса трехлетнего возраста у особо инфантильных людей не проходят порой даже к 30 годам.
— Возросшие потребности ребенка уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и образом жизни, — подмечает психолог. — В знак протеста, отстаивая свое «Я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо». Рост болезненный. Но ребенок уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы. И главное открытие — открытие себя. Он независим. Он всё может. Но в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без мамы. И из-за этого он сердится на нее и «мстит» слезами и капризами. В то же время с другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
Ребенку тепло, уютно и безопасно быть под нашей опекой. Но малыш растет, меняясь изнутри. Родителям нужно осознать, что опека может мешать росту.
К основным проявления кризиса, психолог Анастасия Фёдорова относит негативизм. Это протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на действия.
— Типичный пример: мама приходит с работы уставшая, не обращая внимания на ребенка, начинает заниматься домашними делами, попутно требуя от ребенка убрать игрушки, — говорит психолог. — Ребенок делает вид, что не слышит ее. Он, отказываясь выполнять просьбу взрослого, может даже поступать вопреки своим чувствам и желаниям. Например, очень хочет идти в цирк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Ребенок может противоречить взрослому даже в абсурдной форме. На фразу: «Какие у тебя красивые косы!» Девочка может ответить: «Нет, некрасивые!» Самая действенная рекомендация — оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Иногда помогают решить проблему просьбы «наоборот»: «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам».
Родители должны показать ребенку спокойное эмоционально нейтральное поведение. Негативизм проходит, если родители властно не подавляют ребенка.
Еще одним проявлением кризиса является упрямство. Когда ребенок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал. «Дай мне красную юбку, я хочу!» — самый типичный пример проявления упрямства.
— Оно может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, как от мухи, или идти на поводу у его желаний, — подмечает Анастасия Фёдорова. — Самое простое правило в этом случае — не запрещать, а объяснять. Ребенок трех лет отлично понимает разумные доводы взрослого. Важное правило — говорить ребенку правду. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено. А может быть можно?
Если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добьется своего. Не у мамы, так у папы.
Кризис также проявляется в своеволии. Ребенок хочет делать всё сам независимо от ситуации и своих возможностей: сам ходить в магазин, одеваться и переходить дорогу.
— Естественно, такие желания ребенка не вызывают восторга у родителей. Однако в любой ситуации с малышом можно договориться, — подмигивает психолог. — Самый лучший способ в данном случае — компромисс: «Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за другую». Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого. Подыграйте ему, и вы увидите результат. Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчезает. И наоборот — любой жесткий запрет приведет к усилению этих негативных проявлений.
Если у ребенка кризис в три года, то он будет обесценивать, протестовать и даже проявлять деспотизм.
— Обесценивается то, что было привычно, интересно и дорого раньше — старые правила поведения и привязанности к вещам, — объясняет психолог. — Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям. Деспотизм выражается в противоречии. С одной стороны, ребенок старается всё решать, как взрослые, всё сам, а, с другой, хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием взрослых. Противоречия проявляются во властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!». В этот момент необходимо объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы с тобой поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся».
Анастасия Фёдорова приводит список симптомов непрошедшего кризиса, которые должны обеспокоить родителей в ребенке к четырем годам:
чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные истерики;
чрезмерная медлительность, вялость;
трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие потребности в общении;
плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и прочее);
тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые однотипные движения, грызение ногтей;
заикание;
задержка в речевом развитии.
При выявлении у ребенка одного из данных пунктов требуется немедленно обратиться за помощью к специалисту.
Советы
Для нормального развития, по мнению психолога Анастасии Фёдоровой, ребенок должен ощущать, что взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно.
Одобрение маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле — залог высокой самооценки ребенка в будущем.
Клинический психолог собрала несколько советов, как помочь себе и ребенку выйти из кризиса:
Постарайтесь увидеть позитивные стороны.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чём настаивать, с чем в его поведении вы сможете смириться. Запишите все свои требования.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ничем. Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз — это своеобразный спектакль, где главный герой — ребенок. Если нет «зрителей» — мамы, например, то не кому и показывать концерт.
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют ребенка, и он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес.
Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки, собирание бусинок).
Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень полезно для расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также терпеливо отвечайте на вопросы.
Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или проявление их будет незначительно.
Поощряйте любые проявления самостоятельности ребенка, при необходимости переводя их в приемлемое русло.
— Если в душе закрались сомнения в правильности действий, тревога и переживания, обратитесь за помощью к детскому психологу, — рекомендует Анастасия Фёдорова. — Психолог поможет справиться с проблемой и разработает индивидуальную программу занятий для вашего малыша с учетом его личностных особенностей и особенности семьи в целом. Ведь каждый ребенок — уникальный и каждая семья — уникальная.