Молочные полки в магазинах Волгограда снова редеют или меняются до неузнаваемости. На это обратили внимание обеспокоенные горожане, пытающиеся найти привычные белоснежные упаковки с кефиром или ряженкой среди серых или бурых «незнакомцев». По словам продавцов и производителей, начавшийся еще в апреле дефицит упаковочных материалов и отбеливателей для них никуда не делся. Наоборот, он лишь набирает обороты. О том, что происходит с картонной тарой и разливаемой в нее продукцией, чем плоха пластиковая упаковка, а также кто и когда заменит иностранных производителей, читайте в нашем материале.
Напомним, в апреле этого года последствия западных санкций сказались на производителях молочной и соковой продукции. С прилавков магазинов стали исчезать привычные для многих горожан продукты. По мнению экспертов, причина крылась в серьезном дефиците тары, возникшем после ухода с российского рынка норвежского производителя картонной упаковки Elopak.
— Сегодня снова обратил внимание на прилавок с молочкой. Каждый раз один и тот же товар приходится заново искать, — поделился наблюдениями обеспокоенный посетитель одного из продуктовых магазинов Волгограда. — Кефир пожелтел, ну, то есть сама упаковка стала желтой. Молоко в картоне вообще практически исчезло, всё больше пластиковых канистр. Еще неизвестно, как это на качестве самого молока отразится. Некоторые позиции и вовсе пропали. Вот «Домик в деревне» сегодня не нашел.
«Можно назвать это молоко крафтовым, но лучше не станет»
К слову, одним из первых проблему с упаковкой молочных продуктов еще в апреле заметил экс-депутат Волгоградской областной думы Николай Лукьяненко. По мнению предпринимателя, за два прошедших месяца ситуация не улучшилась, а, наоборот, ассортимент в магазинах города стремительно сокращается.
— Всё больше производителей молочной продукции переходят на минимализм в оформлении своих товаров. Можно, конечно, назвать новые желтые и серые упаковки молока крафтом, но лучше выглядеть они от этого не станут, — сказал Николай Лукьяненко. — Причина всё та же — дефицит красок, который по-прежнему никуда не делся. Кроме того, с каждым днем всё заметнее нехватка самих упаковок из картона. Иностранные производители, которые ушли из России, свои производственные мощности никому не передали. Заводы их просто закрыты. Российские компании, которые производят аналоги, загружены на полгода вперед. Некоторые упаковки вообще не производятся. Например, ряд форматов, которые производила норвежская фирма Elopak, сейчас полностью пропали. Это сказывается на ассортименте. По моим оценкам, ассортимент на молочных полках в последнее время сократился примерно вдвое.
Как рассказал предприниматель, принципиальной разницы между пластиковой и картонной упаковкой нет, если речь идет о продукции кратковременного хранения.
— Одно из популярных направлений сейчас в сфере упаковки молочной продукции — это пластиковые бутыли, но они не позволяют хранить продукцию дольше 21 дня, — добавил Николай Лукьяненко. — Только упаковка Tetra Pak, предназначенная для долгосрочного хранения продуктов до 180 дней, позволяет дистрибьюторам в регионах делать большие запасы, что гарантирует продовольственную безопасность. Пластик на это не способен. Если говорить о товарах краткосрочного хранения, то особой разницы, во что разливать продукцию — в пластик или картон — нет. Впрочем, картонная упаковка изнутри тоже покрыта пластиком, но она не пропускает свет, поэтому более предпочтительна для хранения.
По мнению Николая Лукьяненко, трудностей стоит ожидать именно с упаковкой для длительного хранения и уж точно не с самим продовольствием.
— Основной дефицит наблюдается именно в сфере товаров долгосрочного хранения, включая соки, где нельзя заменить упаковку на пластиковую, — подчеркнул эксперт. — Все эти товары уже сильно подорожали, но основные проблемы и дефицит начнутся к осени, когда у крупных производителей иссякнут последние запасы упаковочных материалов Tetra Pak, а новые поставки затруднены из-за санкций и проблем с логистикой. Меня во всём этом радует только то, что у нас нет проблем с самими продуктами. Всё свое, местное, российское. Сложности с упаковками, красками, конечно, есть, но, главное, что продуктов у нас в любом случае хватит на всех. А в каком виде они будут на полках выставлены, не так уж и важно.
Напомним, в конце мая в магазинах Волгограда начали появляться новые упаковки сока с поблекшей раскраской. Литровые коробки соков марки «Сады Придонья» значительно отличаются от ранее выпускавшихся, с которыми они пока соседствуют на прилавках: небольшой рисунок остался на лицевой части коробки, а на обороте упаковка белая.
В компании ООО «Еланский сыродельный комбинат», поставляющей на полки Волгоградских магазинов товары под брендом «Продукты из Елани», тоже рассказали, что собираются изменить цвет и дизайн своих упаковок. Причина та же, что и у всех — отсутствие отбеливающего вещества у производителей картона. Однако более подробно описать ситуацию на рынке молочной продукции в пресс-службе предприятия пока не смогли, но обещали ответить на письменный запрос. На момент публикации ответ не поступал.
«Впустили норвежцев, теперь пожинаем плоды»
Как рассказал V1.RU Сергей Ботвин, председатель совета директоров московского предприятия по производству упаковочных материалов ЗАО «Ламбумиз», повсеместный переход на серый или бурый картон неизбежен, но это далеко не главная проблема.
— Наше предприятие существует с 1972 года, и на сегодняшний день мы единственное предприятие полного цикла в России, которое работает на отечественном сырье и не зависит от иностранных поставок, — рассказал Сергей Ботвин. — Мы производим упаковку Gable Top. Это упаковка прямоугольной формы с гребешком сверху, предназначенная для коротких сроков годности. Другими разновидностями с большим сроком хранения мы не занимаемся. Наша продукция недавно поменяла цвет, потому что в России полностью отсутствует отбеливающий пигмент иностранного производства. Цвет картона у нас и у всех остальных российских производителей изменился с белоснежно белого на бурый. В любом случае это лучше, чем совсем его лишиться.
По мнению эксперта, полностью покрыть высвободившиеся из-за ухода норвежского поставщика объемы потребностей в России пока не под силу никому.
— Производственные мощности нашего предприятия ограничены и рассчитаны на покрытие определенной доли рынка. Примерно 50 процентов этого рынка до недавнего времени покрывал норвежский производитель Elopak, но весной они приостановили свою деятельность в нашей стране, и возник острый дефицит упаковки для коротких сроков годности, — рассказал Сергей Ботвин. — Мы в связи с этим увеличили производительность вдвое, но пока это предел. Быстро покрыть всю высвободившуюся потребность физически невозможно. Нужно время, оборудование, персонал. Мы покрывали 20 процентов рынка, теперь — около 40. Есть еще два производителя в России, но, насколько я знаю, они работали на импортном сырье, которое перестало к нам поставляться. В итоге у нас резко появился большой рынок сбыта, который мы не можем обеспечить. В свое время никто не думал об этом, когда давали норвежскому монополисту так сильно расширяться, теперь всей страной пожинаем плоды.
По мнению Сергея Ботвина, дефицит упаковочных материалов в России никогда бы не возник, если бы власти помогали развиваться отечественным производителям, а не впускали иностранных монополистов. По словам руководителя, заполнить пустующую нишу можно, но на это нужно время и гарантии от правительства.
— Мы могли бы покрыть всю потребность в упаковке, закупить оборудование, расширить мощности, но всё это возможно только при должной поддержке государства, — добавил председатель совета директоров. — Поддержка может заключаться, например, в предоставлении льготных кредитов и обязательных гарантиях, что в случае неожиданного возвращения норвежцев мы не останемся с этими кредитами у разбитого корыта. Мы такое уже проходили, когда Elopak впервые впустили на наш рынок, и они стали стремительно захватывать клиентскую базу. Чтобы не обанкротиться, нам тогда пришлось сокращать объемы и штат.