Закрытие 26-го органного сезона, отзвучавшее в Волгоградской филармонии 27 мая, стало одновременно открытием уникального свето-музыкального проекта. «На перекрестке звуковых орбит» впервые в России встретились величавый орган, могучие ударные, световые проекции и удивительное 3D-mapping-шоу с использованием специального оборудования музея-заповедника «Сталинградская битва».
Из бушующей погодной стихии зрители уже на входе попадали в спокойную стихию музыки и творчества. В фойе всех желающих приглашали ударом по барабану приобщиться к созданию громкой финальной программы.
Справедливости ради нужно заметить, что вместо профессиональных установок энтузиасты использовали простейшие инструменты и даже подручные средства. Однако музыкантов, начавших игру с нуля, отсутствие настоящих ударных не пугало – участники музыкального тест-драйва, перестающего в импровизированный флешмоб, создали себе огороженное пространство, внутри которого мгновенно возникали новые ритмы и прибавлялись интересные мотивы. Постепенно разрозненные звуки слились в пеструю и многоголосую мелодию, похожую на восточные истории.
Свободу в сочетании с другими, на первый взгляд, абсолютно несовместимыми, тембрами на закрытии сезона позволил себе и воспроизводящий голос вечности орган. Синтез необозримой гаммы его голосов с дерзким арсеналом ударных рождал тонкий музыкальный диалог.
В первом отделении органист Владимир Королевский и перкуссионист Михаил Жура заполнили все пространство зала музыкой старинных композиторов. Степенно и властно заиграли сюиты, навеянные церковными образами. Впервые настроение мелодии поддерживалось световыми проекциями – пышная и помпезная «Музыка для королевских фейерверков» сопровождалась ярко-розовым сиянием, лиричные наряды ассоциировались с нежно-голубым, а после громом разражающихся звуков сцена утопала в огненно-красных лучах.
Световые фантазии оказались лишь подготовкой к завораживающему шоу второго отделения. Перед музыкантами – ноты уже современных произведений, на органе – реалистичные 3D-картины.
Четырехчастная транскрипция сюиты «Заклинания» стала попыткой видеорядом показать всю историю человечества от хаоса до появления Земли и выхода в космос. Сменяющие друг друга кадры удивительным образом совпадали с захлестывающей зал партией, в которой каждый удар барабана, каждый новый звук означал виток мирового развития. Движение материи, вселенский взрыв, зарождение жизни и освоение Земли – чем крепче становились шаги человечества, тем ярче, громче и мощнее играли орган и ударные. А дальше музыка уводила туда, где уже началось строительство домов, развитие техники, возведение ракетных станций. Кульминацией выросшего до предела звучания стал полет в космос Юрия Гагарина.
«Видеоинсталляция в концертном формате – большой риск, – уверен директор Волгоградской филармонии Виктор Кияшко. – Ведь у слушателей возникают свои образы, которые просто могут не совпасть с нашим видением. Но мы не боимся рисковать, и 3D-шоу – это шаг вперед, попытка вырваться из ставшего тесным творческого пространства. Сможем ли мы внедрять такие новшества в традиционные концертные программы – пока вопрос, ведь собственных технических средств для создания такой грандиозной проекции у нас нет. Дорогостоящим оборудованием, тем самым, что 9 и 10 мая проводилось масштабное преставление, с филармонией безвозмездно поделился директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин, позволив нам стать пионерами в создании музыкального 3D-проекта».
Если в первой части программы зрители предпочитали слушать игру мастеров с закрытыми глазами, то с началом 3D-mapping-шоу никто из них уже не отрывал внимания от сцены и ждал новых открытий.
Интересная интерпретация музыки к спектаклю «Золотой ключик», созданная Владимиром Короленко, произвела эффект в тандеме с 3D-изображением управляющего театром Барабаса, папы Карло и Буратино. Изящным дополнением к юмористической и гротескной пьесе «Проходящая красотка», представленной зрителям в необычном тембровом наряде, стали транслируемые на орган абстрактные фигуры и рисунки.
Финальный номер оказался под стать насыщенной и впечатляющей программе – орган, казалось, созданный для исполнения классической музыки, заиграл мелодию группы Scоrpions. В сочетании с ударными композиция не превратилась в строгую и чопорную академическую пьесу, а звучала по-современному ярко и ново.
«Я сожалею о том, что сам не в полной мере смог насладиться создаваемым шоу – после концерта делился впечатлениями Владимир Королевский. – Когда начались видеоинсталляции, я хотел бросить все и из зала наблюдать за этим действом. Во втором отделении я твердо укрепил в себе мысль, что желаю еще не раз разделить сегодняшний успех с дизайнерами, подготовившими прекрасные видеоинсталляции».
Фото: Фото автора