В Волгоград для прохождения эксплуатационно-технических испытаний доставлен новый низкопольный 71-931 «Витязь-М». Опробовавший волгоградские рельсы трехсекционный трамвай уже через некоторое время начнет возить пассажиров. Но не в Волгограде, а на линиях Санкт-Петербурга.
Как сообщили V1.ru в администрации Волгограда, вагон «Витязь-М» произведен отечественной компанией ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Впрочем, по словам сотрудников МУП «Метроэлектротранс», с учетом требований, предъявляемых к подвижному составу скоростного трамвая выбор производителей небогат – «Транспортные системы» и белорусские трамвайщики. А необходимость поддержки отечественного производителя еще больше сужает выбор.
«Таких "Витязей" в настоящее время выпущено всего девять, – рассказал V1.ru начальник службы подвижного состава «Метроэлектротранс» Алексей Завгороднев. – Семь из них эксплуатируется в Санкт-Петербурге и один в Краснодаре. Прибывший в Волгоград вагон – девятый. Он изменен и немного модифицирован и, кроме того, на нем установлена модульная кабина, поэтому и получил дополнительный знак "м" – "Витязь-М"».
По словам господина Завгороднева, отличием прибывшего вагона от существующих аналогов является стопроцентно низкий пол и три ведущие поворотные тележки. Такого типа вагоны никто, кроме тверичан, в России не выпускает. 27-метровый состав оснащен шестью электродвигателями мощностью 72 кВт, и за 14 секунд трамвай может развить скорость 40 км/час, конструкционная скорость – до 75 км/час. Салон оборудован системами климат-контроля и отопления, которые должны сделать поездку удобной и приятной для пассажиров. Также в рамках программы безопасности установлено видеонаблюдение в салоне и спутниковый мониторинг местоположения вагона – GPS и ГЛОНАСС. Общая пассажировместимость вагона достигает 260 человек, при наличии 60 мест для сидения.
Но особенности конструкции прибывшего в Волгоград «Витязя» не позволяют пустить его там, где он позарез необходим.
«Вагон может у нас эксплуатироваться только по системе СТ-1. То есть на маршруте от Тракторозаводского района до площади Чекистов, – рассказывает господин Завгороднев. – Для эксплуатации до Ельшанки необходимо две кабины управления и двери, открывающиеся на обе стороны вагона. Этот же вагон имеет шесть дверей с одной стороны, две из которых одностворчатые, а четыре – двустворчатые, и только одну кабину вагоновожатого».
Но испытание нового «Витязя», пусть даже и не подходящего для полноценной эксплуатации на скоростном трамвае, будут проходить по полной программе. А откатав ее в Волгограде с водителями-испытателями, «Витязь» будет перевезен в Санкт-Петербург и уже там начнет перевозить пассажиров.
«"Витязь-М" – это пока испытательная модель. Мы пустим ее на СТ-1, попробуем, как она ведет себя в тоннеле, как проходит закругления и насколько надежна сборка, – говорит Алексей Завгороднев. – Мы сделаем свои выводы о новом трамвае. А если все будет хорошо, начнем ждать когда "Транспортные системы" разработают и будут готовы к производству двухкабинных систем с открывающимися слева и справа дверями».
Напомним, вторая очередь скоростного трамвая в Волгограде в настоящее время фактически не функционирует. Руководство МУП «Метроэлектротранс» было вынуждено снизить количество выпускаемых на линию трамваев, из-за чего интервал между ними увеличился до 15–20 минут. Сейчас весь подвижной состав этого участка волгоградской подземки составляет 11 сочлененных трамваев, но на линию фактически выходит всего семь. Остальные остаются в депо на техобслуживание или встают на ремонт.
В мэрии Волгограда в свою очередь заявили, что уже принято решение о закупке в течении полугода-года 25 новых трамваев, которые будут поставлены на линию скоростного трамвая в рамках подготовки города к ЧМ-2018. Будут ли приобретаемые вагоны подходить для СТ-2 или предназначаются лишь на СТ-1, пока неизвестно.
Фото: Фото Марии Часовитиной