Почему я против символов Великой Отечественной на банкнотах.
Уже не первый месяц тянется история с выбором символа для 200-рублевой и двухтысячной банкнот. Обсуждают в федеральном Интернете, блогах и телевизоре, организовали голосовалки в Интернете.
Что, с одной стороны, и неплохо – надо хоть как-то вовлекать граждан в общественную жизнь. Но с другой стороны, это явно отдает шоу-политикой, когда содержание полностью подавлено формой.
Предварительные результаты показывают: есть вероятность, что в ходе имитационной шоу-демократической процедуры выбор падет на Родину-мать из города-героя Сталинграда/Волгограда. И на 200-рублевой купюре мы увидим очертания главного символа Великой Отечественной.
Не думаю, что это правильная идея.
Во-первых, из ВОВ и так вымывается содержание. Ветеранов все меньше и меньше. Современные школьники под влиянием чужой пропаганды уверены, что главной операцией была высадка союзников и спасение рядовых райанов.
Нанести Родину-мать на купюры – это сделать еще один шаг в сторону деконструкции героической мифологии ВОВ.
Воин презирает торговца, солдат – спекулянта, офицер – банкира. Подвиг нельзя монетизировать. А Родина-мать на купюрах – это не что иное, как капитализация советского бренда по законам капитализма.
Во-вторых, в текущих экономических условиях российская валюта – явление крайне подвижное. И никакой Центробанк не даст гарантий, что булка хлеба через три-пять лет не будет стоить в районе 200 рублей. А как показывает нам опыт первого капиталистического кризиса в РФ (1991–1994 гг.), дно рубль может и не найти. Не факт, что за 200 рублей можно будет прокатиться в метро через несколько лет.
И как мы это себе видим? Обесценившиеся купюры с самым главным символом победы в самой главной войне будут так же жалко смотреться, как смотрелись белорусские зайчики, украинские купоны и дореформенные ельцинские рубли?
Не надо в такую спекулятивную и непредсказуемую сферу, как российские финансы примешивать то немногое святое, что у нас осталось.
И, наконец, третье. Самое главное. Культурный аспект. Посмотрите на саму Родину-мать. Вглядитесь в степные просторы за ее спиной. Почувствуйте, как ветер развевает одежды Матери, взявшей в руки меч для защиты своих детей. Встаньте у подножия монумента и почувствуйте себя частицей большого народа, который объединен чувством Родины. Родины, ради которой можно отдать жизнь. Представьте себя скульптором, который проектировал монумент на Мамаевом кургане.
Представили? Прочувствовали? Согласитесь, что затея с изображением Родины-матери на купюрах – глупая. Очень не русская, и не советская идея.
Думаю, что всем было бы полезно, если организаторы по доброй русской традиции спустят затею на тормозах и потеряют в архивах. Всем лучше будет.
Семен Уралов – шеф-редактор проекта «Однако. Евразия». Родился в 1979 году в Новосибирске, учился во Львовском университете на русском отделении филологического факультета, который закончил в 2001 году. С 1998 года участвует в политических, предвыборных и корпоративных проектах. Работал в Западной и Восточной Сибири, Южной Осетии, Киеве, Удмуртии, Одессе, Республике Коми, Санкт-Петербурге, Харькове, Приднестровье и остальной Евразии. Сфера интересов: Евразийская интеграция, реальная политика, шоу-политика, цветные революции, политические технологии.
Семен Уралов
Фото: Фото с личной страницы Семена Уралова в соцсети