Корреспондент V1.ru побывал на выставке в научно-просветительском музее художника Александра Татаренко.
Поднявшись на верхний этаж одного из старых домов, словно попадаешь в музей – Лувр или Эрмитаж.
Но это не обычный музей, здесь представлены исследовательские работы – живописные экспонаты самых известных картин художников эпохи Возрождения (Леонардо, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Эль Греко, Рубенса, Джорджоне, Гойя, Луиса де Моралеса), выполненные Александром Татаренко и его учениками в технике старых мастеров.
«Это не копии, – говорит художник, – как принято сейчас трактовать, а исполнительское мастерство, утраченное в данный момент во всём мире. Исполнительское мастерство существовало всегда, оно и сейчас существует во всех сферах человеческой деятельности, кроме живописи. Поэтому сейчас именно в этой сфере необходимо возродить такое понятие, как "исполнительское мастерство", подобно тому, как это существует в музыке.
Слово "копия" мы не используем, так как это безграмотное ошибочное понятие было применено торговцами при продаже произведений искусства. Копия – это техническое понятие, их можно создать только механическим путем, то есть с помощью машины. У этого понятия отсутствует душа человека, которую он вкладывает в исполнительское мастерство. В исполнительском мастерстве присутствует творчество, мастер может улучшать произведение, если уровень это позволяет».
То, что метод старых мастеров еще жив и работает, доказывает и ученик Александра Владимировича – Леонид Лукин. Всего за полтора года ему удалось достичь высокого мастерства в исполняемой им картине Рубенса.
Все работы старых мастеров выполнены в старинной технике на холсте или на дереве темперой: водоразбавляемой краской, приготовляемой на основе сухих порошковых пигментов.
Работа над полотнами занимает весьма длительный период времени. Например, научно-исследовательская работа над «Сикстинской мадонной» Рафаэля велась Александром Татаренко более 20 лет.
Много секретов таит раскрытый Татаренко метод старых мастеров. Один из них – воздушная перспектива.
«Леонардо да Винчи ввел такое понятие, как воздушная перспектива, – поясняет художник. – Многие амасте до меня подбирались к ней, но настолько глубоко проникнуть не удавалось никому. Это самое большое упущение современного метода обучения живописи».
Только познав науку о воздушной перспективе, можно достичь высот – уверен мастер.
«Метод старых мастеров можно сравнить с теорией музыки. Как, зная ноты, можно исполнять музыку, так и, зная метод старых мастеров, можно исполнять произведения классической живописи» – отметил художник.
Александр Татаренко поведал, что старые мастера никогда не срисовывали одежду с натуры, а зачастую сами придумывали ее.
Результаты научно-исследовательского и педагогического труда Александра Татаренко можно увидеть в Музее исполнительского мастерства по адресу: улица Коммунистическая, 16. Телефоны для справок: 33-39-73, 8-905-39-11-039.
Как отметил сам художник, многие, кто побывал здесь, в окружении классических творений, еще долго находились под впечатлением. Посещение выставки бесплатное, желающие могут оставить благотворительные пожертвования на развитие музея.
Александр Татаренко родился 22 июля 1949 года. Является художником-исследователем, живописцем, педагогом, публицистом, общественным деятелем. Учился в Пензенском художественном училище имени Савицкого, Ленинградской академии живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и Московском государственном институте художеств имени Сурикова.
Фото: Фото Алексея Волхонского