перейти к публикации
167 комментариев к публикации

«Растыка», «кущери» и «синенькие»: как говорят только волгоградцы

3 февраля 2017, 18:10
Гость
3 февраля 2017, 19:10
Я из средней Азии , мне 50 лет, каймак и там - каймак , и растыка , и грядушка там говорят , вот баклажаны там -баклажаны , а в Москве , Нижнем Новгороде прекрасно понимают ,что такое синенькие и всю жизнь так и говорят.
Гость
6 февраля 2017, 09:35
в Азии каймаком совсем другое блюдо называют.
Гость
4 февраля 2017, 07:28
ни-ко-гда Волгоградцы не гЭкали. Ни в 60-е, ни в 70-е года. В 80-х часто слышал от гостей о небольшой схожести говора Волгоградского и Московского - растянутая гласная А.а. в словах, а также неторопливая речь. Пример: - (ну, ты сам понимАешь) - разговорн. Конечно, есть свой диалект у коренных Волгоградцев, как и слова.
Гость
3 февраля 2017, 19:39
Уважаемый Василий Иванович! Не хэкали волгоградцы 40 лет назад, и 60 лет назад не хэкали. Жители районов активно хэкали ещё 20 лет назад, сейчас это ушло. А коренные волгоградцы не хэкали, только приезжие.
Гость
4 февраля 2017, 10:26
Точно! Ни хэкали волгоградцы!! Ни хэкали! (Коренная волгоградка 6-ой десяток лет, все бабушки и дедушки мои коренные царицынские). Ни хэкали ни родственники, ни соседи, ни друзья и их родственники и т.д. и т.п. А вот те, кто из деревень приезжал - их мы без труда определяли по этому "хэ". Сразу было ясно, что это не коренной житель. :)
Гость
4 февраля 2017, 13:33
В Волгограде, кстати, самый правильный русский говор, да.
Гость
7 февраля 2017, 07:57
Ага, по этому, эталоном является московский
3 февраля 2017, 20:14
Василий Супрун-один из моих преподавателей во время учёбы . Очень хороший человек и специалист.
Гость
4 февраля 2017, 10:12
чуш,в Ростове всегда гыкали,и слова эти тоже южные,в Волгограде всегда аакали и по сей день!Просто здесь много приезжих давненько живут,вот и товарищ профессор за своё выдаёт!!!
Гость
4 февраля 2017, 04:18
В Волгораде всегда чисто говорили, в отличии от Астрахани, Саратова. Никаких акцентов! Каймак никакие не запечённые пенки! Грядушка - так это вообще литературное слово! Местные географические названия - так их в каждом городе своих полно, а Крит и на картах Волгоградской обл.присутствует! Сильно сомневаюсь в профессионализме господина Супруна!
Гость
4 февраля 2017, 12:05
Согласен с Вами.
Гость
4 февраля 2017, 21:50
Гость
4 февраля 2017, 12:05
Согласен с Вами.
Мда? Вообще-то грядушку никто не понимает из моих друзей, а все они из разных городов. Это не литературное слово, нет. Но по грядушке еще можно определить жителя Воронежской области
Гость
4 февраля 2017, 21:59
А что же такое каймак по-вашему? В детстве каждое лето отдыхал на Дону на турбазе, ездили с отцом на велосипедах в хутор Байбаи (возле Краснодонского), покупали там молоко и каймак-как раз пенки с жирного деревенского молока, томленые в русской печи. Вкуснотища!
Гость
3 февраля 2017, 19:06
Василий Иванович уникум. Чаще публикуйте
Гость
4 февраля 2017, 10:39
Было бы не плохо.
Гость
3 февраля 2017, 19:45
Синенькие - это Волгоград? Я вас таки умоляю, вся Одесса говорит за эти баклажаны!
Гость
4 февраля 2017, 14:19
По утвердительному " ага" - москвичи определяют волгоградцев.
Гость
4 февраля 2017, 15:30
Москвичи? Знаете, в Москве уже не осталось москвичей. Так что говор в Москве интернациональный. Кто откуда приехал, тот так и говорит.
Гость
6 февраля 2017, 04:28
Я вот шифруюсь, угу говорю.
Гость
4 февраля 2017, 15:40
Гости, зря уважаемого человека макнули в грязь....... Я бы в этот ряд (кроме Гэканья) поставила " ЧЁ " на первое место . Чёканье характерно для волгоградцев, а вот гэкает молодежь из области, приезжающая для обучения, как правило, в педуниверситет.
Гость
3 февраля 2017, 19:08
Спасибо за статью. Очень интересно.
Гость
5 февраля 2017, 12:28
Сколько после 2-го февраля 1943г в городе осталось местных! Да же с учетом вернувшийся из эвакуации местных было не более 20%, а остальные со всего Союза приехали город восстанавливать. Поэтому даже теоретически Сталинград кого говора быть не может. Да и до войны в области были целые села, где жили украинцы, казаки,, татары, а республика немцев Поволжья. Область всегда была многонациональная и в местах компактного поселения были и свой язык и свой говор.
Гость
3 февраля 2017, 20:26
90% инфы тут - выдумки Супруна. Ну какие м.б. казаки в Вoлгoграде? ...или Сталинграде? ...или Царицыне? Не былo тут никаких казакoв. Ну, м.б. крoме всяких клoунoв.
Гость
4 февраля 2017, 00:12
Приехали. А про донских казаков вы вообще что ли не слышали? У меня прадедушка - чистокровный донской казак, казачьих станиц было очень много в нашей области!
Гость
4 февраля 2017, 10:26
Гость
4 февраля 2017, 00:12
Приехали. А про донских казаков вы вообще что ли не слышали? У меня прадедушка - чистокровный донской казак, казачьих станиц было очень много в нашей области!
приехал ты, балбес. Речь идет прo Вoлгoград, а не прo станицы.
Гость
4 февраля 2017, 15:53
Гость
4 февраля 2017, 10:26
приехал ты, балбес. Речь идет прo Вoлгoград, а не прo станицы.
А теперь перечитайте внимательно статью. Во-первых, там говорят о казачьих станицах в нашей области. Во-вторых, подчёркивают, что многие нынешние волгоградцы являются выходцами с этих мест. А ещё лучше прочитайте "Тихий Дон": стыдно таких вещей о родном регионе не знать и таких книг не читать!
Гость
4 февраля 2017, 18:35
Никогда в Волгограде не гэкали. В области, особенно в Жирновском районе,есть целые села выходцев из Украины- там не только "гэкали", но и говорили по-украински. К волгоградской речи это отношения не имеет. На самом деле, как тут многие пишут, наша речь ближе к московской -растянутая, с аканьем. Куда бы не я ездила, в других городах люди по разговору всегда за москвичку принимали.
Гость
6 февраля 2017, 04:32
И куда бы не вы ездили? А та то да, акцент московский.
2 февраля, 02:54
Говорят во многих сёлах у нас не на украинском, а на суржике. Эдакая смесь русской и украинской речи.
Гость
6 февраля 2017, 17:07
Не далее как сегодня в одной из соцсетей меня спросили: "А что такое бАдик?" Помните? Это палка, клюка, трость для ходьбы :о) Кстати, а сам "говор" на казачьем будет гутАр (гутарить = говорить).
Гость
7 февраля 2017, 09:35
Уменьшительное от грузинского имени Бадри.
Гость
11 сентября, 17:42
Гость
7 февраля 2017, 09:35
Уменьшительное от грузинского имени Бадри.
А „старик" — уменьшительное от английского „star”!
Гость
3 февраля 2017, 21:25
А моя бабушка,родом из Николаевки,баклажаны всегда называла "демьянки"
Гость
4 февраля 2017, 20:26
Баклажаны сталинградцы, по моему, всегда демьянкой называли, а вот синенькие как раз, видимо, из Москвы пришли А про гыканье это вообще откуда взято? Волгоград не Михайловка и не Урюпинмск. Я, например, отличаю москвичей по тому, что говорят дощь, в Волгограде говорили тверже - дождь.
Гость
5 февраля 2017, 13:29
Москвичи меняют Ч на Ш. Например молоШный коктейль.
6 февраля 2017, 12:29
Булошная - это Питер. ))
Гость
6 февраля 2017, 14:49
Гость
5 февраля 2017, 13:29
Москвичи меняют Ч на Ш. Например молоШный коктейль.
А нашу группу в культпросвете сорок лет назад учили на культуре речи говорить булошная и молошный шоколад (преподавала актриса из драмтеатра)
Гость
6 февраля 2017, 18:50
Когда-то в московском диалекте "г" произносилось как в украинском языке: "h", доказательством чему служит реликтовое произношение этого согласного звука в таких словах, как "hосподи" (не "господи"), "слава боhу" (не "богу"), "не дай бох" ( не "не дай бок"), "буhалтерия" (не "бугалтерия"), а также транскрипция иностранных слов и имён: "Генрих Гейне" (Heinerich Heine), сейчас было бы ближе к немецкому "h" написать "Хенрих Хейне". Вот в Саратовской обл. действительно говорили по-другому: "Он не понимат", "Он огород поливат", "знашь что?"
Гость
4 февраля 2017, 12:49
Может в какой-то деревне так и говорят, но я за 65 летжизни в городе не слышала, чтобы многие так говорили
Гость
5 февраля 2017, 07:38
По казачьим словам к Шолохову Тихий Дон например.
Гость
5 февраля 2017, 12:07
В Кумылженском районе слышал такое: - "Сходи в Сарычинский (хутор Сарычи) улус к бабушке". Тюркизмов в речи казаков, гидронимах и топонимах на территории Всевеликого Войска Донского полно.
Гость
6 февраля 2017, 11:45
Очень порадовала статья. Спасибо авторам. Многое точно подмечено. Я лично тоже говорю и "синенькие" и "кушери" и "растыка" и "бобки". Когда-то в детстве говорила и "зенки" и "гачи" Приятно почитать о чем-то хорошем, а то все политика, коррупция, пожары, катастрофы,проблемы и т.п. Еще раз спасибо
Гость
6 февраля 2017, 15:03
Василий Иванович! Спасибо за статью. Вспомнила свою малую родину и ее жителей, соседских бабушек, которых уже давно нет на этом свете. И Борису Екимову спасибо за его рассказы про казаков, про каймак и печеную рыбу. Я плакала, когда читала много лет назад в "Новом мире" и вспоминала свою Родину! СПАСИБО!
Гость
17 октября 2017, 10:08
Жил я в Чечено-Ингушетии, северной Осетии, ростовской области. Все говорят также (кроме арбузного меда) . Единственное, что заметил, волгоградцы тянут "а", и проглатывают "о". Со временем этого не замечаешь.
Гость
6 февраля 2017, 13:46
Василий Иванович ! К Вам вопрос есть, в моей семье прабабушка часто употребляла слово: чувяки , а Вы знаете что это ? Скажу сразу диалект из Волгоградской области....
Гость
6 февраля 2017, 14:59
То же, что и чирики!
Гость
6 февраля 2017, 17:00
А чулЯпки не помните? Это вязанные и свалянные носки :о)
2 февраля, 03:17
Чувяки и севернее Волгоградской области встречаются
Гость
3 февраля 2017, 20:53
Скатерсть,зараз...
Гость
4 февраля 2017, 15:11
Вот "зараз", т.е. быстро, или прямо сейчас, это да, чисто казачье словцо. Муж моей тётки, потомственный казак из хутора Фастов в Иловлинском районе, так говорит. А ещё он немного огрубляет в своей речи звук "г", а согласные в конце некоторых слов смягчает: гХляжу - утки "лятять", гХости "едуть", и т.п. В целом звучит очень колоритно!
Гость
4 февраля 2017, 22:37
Гость
4 февраля 2017, 15:11
Вот "зараз", т.е. быстро, или прямо сейчас, это да, чисто казачье словцо. Муж моей тётки, потомственный казак из хутора Фастов в Иловлинском районе, так говорит. А ещё он немного огрубляет в своей речи звук "г", а согласные в конце некоторых слов смягчает: гХляжу - утки "лятять", гХости "едуть", и т.п. В целом звучит очень колоритно!
да, чиста пo-хрестьянски.
Гость
6 февраля 2017, 08:03
Гость
4 февраля 2017, 15:11
Вот "зараз", т.е. быстро, или прямо сейчас, это да, чисто казачье словцо. Муж моей тётки, потомственный казак из хутора Фастов в Иловлинском районе, так говорит. А ещё он немного огрубляет в своей речи звук "г", а согласные в конце некоторых слов смягчает: гХляжу - утки "лятять", гХости "едуть", и т.п. В целом звучит очень колоритно!
Не хочется Вас расстраивать но зараз в интерпретации сейчас использует все население сопредельного ныне увы нам враждебного государства
Гость
4 февраля 2017, 11:41
Как приезжую, меня коробит "торгушка", "грядушка", "сидушка". Местная речь очень разбавлена подобными словечками, характерными для малограмотных жителей сельских глубинок. Да и сам Волгоград- не город, в полном смысле слова, а англомерат поселков и слободок с сильным влиянием речи казаков. Город приезжих из отдаленных сельских районов, что не может не накладывать отпечаток на речь горожан. Гэкают волгоградцы для меня заметно, для самих местных- нет. Речь в целом довольно простая, не изобилующая сложным понятийным аппаратом. Обращение к людям свойское- как на селе, дистанции между людьми нет. Деревня она и есть деревня, хоть и миллионная.
Гость
4 февраля 2017, 22:32
Дэвушка, а Вы с самой Европы? Может даже со Жмеринки?
Гость
5 февраля 2017, 12:18
Гость
4 февраля 2017, 22:32
Дэвушка, а Вы с самой Европы? Может даже со Жмеринки?
Я даже замятые правильно расставляют. Чего и вам делаю
Гость
5 февраля 2017, 13:03
Гость
4 февраля 2017, 22:32
Дэвушка, а Вы с самой Европы? Может даже со Жмеринки?
Ваш ответ полностью подтверждает моё мнение о малограмотых простодушных волгоградцах))) Начните хотя бы с правил пунктуации. Впрочем, люди незлобивые и добродушные, что также отражается в речи.
Гость
3 февраля 2017, 19:56
асты?ка - неуклюжий человек Гряду?шка - спинка кровати Сайка хлеба - одна единица хлебобулочного изделия Синенькие - баклажаны Туто?вник - тутовое дерево и плоды тутового дерева Бобки? - косточки от вишни, абрикоса, сливы и т.д. Га?чи - ноги Зе?нки - глаза Кутя?та - щенки Кущари? - густые кусты Ку?ля - волосы, собранные в пучок Рубль - тысяча рублей Под расчёт - без сдачи Зе?хер - смешная ситуация Колгота? - суета Фильдепе?рсовый - красивый
Гость
3 февраля 2017, 23:24
Именно так и говорим!!! Но не понятно откуда такие слова?
Гость
4 февраля 2017, 09:58
Да, сайка хлеба, только у нас понимают такое выражение)
Гость
5 февраля 2017, 10:56
Гость
4 февраля 2017, 09:58
Да, сайка хлеба, только у нас понимают такое выражение)
Ранние 80-е, хлебный магазин, надпись на ценнике: "сайка листовая". На полке подобие современных батонов, только меньшей длины и без "нарезов", " склеенные" между собой, т.к. всё разом на "листе" (противень) пеклось. А вот почему именно "сайка" - вопрос к хлебопекам.
Гость
6 февраля 2017, 12:01
А все знают слово "турлук"?
Гость
6 февраля 2017, 16:59
Думаю, не все, но некоторые знают :о)) Турлучные стены у катуха (вот, кстати, еще словечко!) я помню у деда-казака в деревне и саманные там же :о)
Гость
7 февраля 2017, 09:42
Медведка?
Гость
10 февраля 2017, 23:23
Гость
7 февраля 2017, 09:42
Медведка?
Я живу в верхнечирском у нас медведку турлуком называют
Гость
29 июля 2022, 23:11
Кущери произошли от слова куща, т. е. тенистая роща, лесная заросль, кроны деревьев. Мне кажется все понятно!
Гость
4 февраля 2017, 13:10
вот такие статьи публикуйте почаще. Много интересного узнаешь.
Гость
3 февраля 2017, 22:23
Никто не говорит "кущери", говорят "кушери".
Гость
3 февраля 2017, 19:41
Вот и ошибочка - я много лет здесь живу,но "синенькие" чаще слышала в Белгородской области
Гость
3 февраля 2017, 22:38
да тоже коробит это название
Гость
4 февраля 2017, 09:32
В моей семье говорят "синенькие".
Гость
3 февраля 2017, 21:01
А слово хабалка откуда?
Гость
4 февраля 2017, 06:31
Это определение наглой торговки! Из Одессы.
Гость
6 февраля 2017, 08:04
Оттуда же откуда фильдеперсовый и зехер
Гость
8 февраля 2017, 20:03
А выражение всклянь здесь звучало? То есть наполнено до верху. Статья и правда какая-то отдыхающая, как луч света в темном царстве криминала, трагедий, жкх и прочих проблем.
2 февраля, 03:22
Всклянь есть не только у нас в области :)
Гость
18 октября, 10:44
2 февраля, 03:22
Всклянь есть не только у нас в области :)
у мордвы всклЕнь
Гость
4 февраля 2017, 12:21
Отдыхаем каждый год на море, с интересом общаемся там с жителями самых разных регионов нашей страны на разные темы. Так вот по поводу говора волгоградцев слышал не раз мнение, что мы "сэкаем", то есть произносит звук "с" особенно резко, как-то почти свистяще акцентируя его. Я с этим не спорю, говор людей с других регионов часто мягче. Кто с Урала так вообще - Округлая у них речь. Ростовчане, бесспорно, "гэкают" и "шокают", а ещё ведут себя слишком рискованно, они везде как у себя на даче. Наиболее нейтральная речь по-моему у москвичей, они очень компанейские, но также продуманные и пронырливые. Вот такие наблюдения (не с целью обидеть кого)!
Гость
7 февраля 2017, 09:39
Я бы сказала, что самая нейтральная речь в западной Сибири (Новосиб). Хотя может мне просто такие люди попадались, с правильной речью и дикцией.
Гость
4 февраля 2017, 21:57
Кущери - новое слово для меня ( Гэканья от волгоградцев ни разу не слышала, никакого сравнения с ростовчанами или одесситами. Синенькие - да. Грядушка - да, но это и воронежское словечко. А вот нам профессор ВолГУ, сам иногородний, с некоторой неприязнью сообщал, что волгоградцы злоупотребляют уменьшительно-ласкательными суффиксами. "Ну что ты, экий дурачок", - подумала я.
Гость
6 февраля 2017, 14:51
Я из Калача, я гэкаю! И меня не переубедить. Это не игра на публику, это с рождения
Гость
6 февраля 2017, 08:02
Волгоградцы, не хочу вас обидеть, но говор у вас не Московский абсолютно, он более южный. Мне, как приезжему это очень заметно... К сати про АГА, не надо, оно есть везде...
Гость
6 февраля 2017, 10:25
Жила в Москве, москвичи не замечали у меня никакого диалекта, сама разницы тоже не слышала, хотя слух на неточночности очень хороший, т.к. являюсь учителем английского и распознаю малейшие неточности в произношении. Царицын был уездным городом, через который ездили торговцы из столичных райнов, речь формировалась близкой к столичной.
Гость
6 февраля 2017, 09:16
Какая то ересь,крит это пляж напротив цен. набережной а не остров.
Гость
6 февраля 2017, 13:03
То, что Крит как минимум полуостров, можно понять, если попровать пройти с него в краснослободск пешком)
Гость
7 февраля 2017, 05:44
слово Котух - сарай для мелкой живности ? (или поправьте) Вроде только местное, разговорное.
Гость
8 февраля 2017, 09:23
Спасибо за тему! Действительно надоело читать про криминал и всяких доморощенных "звезд". Всю жизнь живу в Волгограде. Хекать начинала в детстве только, когда гостила в Керчи у бабушки. От бабушки и отца часто лично слышала "тубаретка", "Друшлак" и практически все остальные слова, тут перечисленные. От себя в копилку добавлю "вокхая" - не мокрая, а влажная.
Гость
3 февраля 2017, 19:52
Еще забыли "тубаретку" и "полотенец"
Гость
4 февраля 2017, 10:19
да, и ризетку :)))
Гость
4 февраля 2017, 10:30
...и еще хавос вместо хаос! "Ишь хавос развели тут! А ну-ка быстро все убрать!" :))))))) P.S. Ой, ну какие же мы классссссссные! Столько слов переделали на свой лад! Супер!
Гость
4 февраля 2017, 10:33
А еще "друшлаг" вместо "дуршлаг".
Гость
27 января 2020, 20:26
У нас в деревне в Саратовской области тоже многие эти слова используются.Только у нас там не Гэкают.И,кстати,у половины деревни фамилия Казаковы.Не знаю почему так.Не родственники,а фамилия одна.
Гость
19 февраля 2023, 09:29
Мои предки тоже из Саратовской области. Село на реке Медведице. Моя бабушка рассказывала, что она казачка, донская, предки жили на Дону. Где точно не знала. Наши предки, задолго до бабушкиного рождения поднялись вверх по Медведице и осели в этом селе. Медведица впадает в Дон. Я это рассказываю к тому, что может быть и в вашем селе были переселенцы- казаки. Оттуда и фамилии.
Гость
3 февраля 2017, 20:07
Хм, ну не знаю, когда приезжаешь в станицы на север области, там все гэкают, как ростовчане)) От бабушек до детишек.
Гость
4 февраля 2017, 23:24
Есть одно слово точно сталинградское даже вернее бикетовское - зембель. Он немцев коме там проживали пошло
Гость
5 февраля 2017, 21:19
исследование не верное. ваши местные слова это - баклажка и грядушка. А все остальные слова распространены на всем юге России
Гость
6 февраля 2017, 10:13
Гэкают в южных районах области, ближе к Ростову. Донские казаки. Это те, чьи предки жили в том месте, где сейчас Цимлянское вдхр.
Гость
6 февраля 2017, 11:52
кстати кушерями называют не только густой кустарник, но и дикие, неосвоенные, заброшенные места
Гость
6 февраля 2017, 13:00
Алякиши бабушка говорит