Дикий рев двигателя V8 от Toyota Land Cruiser смешивается с воем ветра от двухметрового винта. В лицо летит снежная крошка вперемешку с колотым льдом. Через прибрежные торосы на волжскую полынью выходят аэросани муниципальной службы спасения Волгограда – единственного сейчас транспортного средства, связывающего город с частью Кировского района – островами Сарпинским и Голодным.
Как сообщает V1.ru, замерзшая Волга поставила на прикол речные трамваи, связывавшие Сарпинский и Голодный с Большой землей. Оба острова населены. На Голодном находится станция аэрации, очищающая большинство городских стоков. На Сарпинском в 13 хуторах и нескольких дачных поселках постоянно живут около 800 человек. Они даже за солью и спичками вынуждены ездить в город.
Рейс пристань Руднева – остров Сарпинский – пристань Руднева занимает около 20 минут. По ощущениям переправу на аэросанях можно сравнить с ездой на джипе по сильно пересеченной скалистой местности.
Впрочем, для того, чтобы прокатиться на аэросанях, в них надо еще забраться. Для этого приходится в буквальном смысле слова сворачиваться в три погибели, чтобы протиснуться в узкую и низкую дверь. Выходить из них, кстати, еще сложнее. Дорога по льду сопровождается страшными ударами в днище, но когда сани выбираются на чистую воду, из всего дискомфорта остается только рев двигателя.
Официально аэросани делают два рейса в день – в 8:00 и в 15:00. Впрочем, по словам спасателей, переправа по Волге работает до тех пор, пока не будет доставлен последний пассажир.
– В будни мы перевозим 50–70 человек, – рассказывает начальник Южного аварийно-спасательного формирования Юрий Гранкин. – В выходные – до 100 человек в день. Аэросани в нынешних условиях – единственный способ связи острова с Большой землей.
Основные пассажиры – это учителя школы №25 на Сарпинском, которые постоянно живут в Волгограде, а работают на острове, врачи и местные жители. Кроме того, на аэросанях возят продукты и жизненно необходимые лекарства. Также в любое время дня и ночи спасатели эвакуируют с острова людей, нуждающихся в экстренной помощи медиков.
Остров Сарпинский – крупнейший речной остров Европы. Относится к Кировскому району Волгограда. Остров не связан с Волгоградом постоянным или временным мостами. Транспортное сообщение с городом летом обеспечивается автомобильным паромом из Кировского района и пассажирскими теплоходами от пристани Руднева. В 13 хуторах проживает около 800 жителей, на острове есть школа и пожарное депо. Площадь острова – 112,72 кв. км.
Всего в сани помещается восемь человек, включая водителя и спасателя, присутствие которого обязательно. Для шести пассажиров стоит отдельное сиденье. Багаж складывается в отсек на носу. При среднем расходе топлива 40 литров в час удовольствие получается не из дешевых. Но для жителей острова переправа бесплатна.
– Страшновато, конечно, а куда деваться, – говорят пассажиры саней. – Но выбора у нас нет. Пешком по льду не пойдешь – тонкий он слишком. Так что такое развлечение у нас каждый год. Как ударит мороз за 20, так всё: кораблики становятся, ездим на аэросанях. Раньше вообще пешком по льду ходили в морозы или дома сидели. Мост нам нужен...
Возникший после этих слов спор между двумя пожилыми островитянами утонул в шуме двигателя и винта – аэросани отправились в очередной рейс, аккуратно пробираясь сквозь ледяную кашу и огромные льдины. Выйдя на чистую воду, сани подняли кучу брызг и уже спустя минуту вышли на середину Волги.
– Для управления такой техникой нужна сноровка и опыт, – делится тонкостями управления аэросанями Роман Бондарев, начальник аварийно-спасательной группы, сидящий за рулем. – Несмотря на то, что сани управляются рулем, техника «пилотирования» совсем не та, что на автомобиле. Есть свои определенные нюансы. Плюс к этому нужно внимательно следить за тем, куда едешь, и выбирать безопасный маршрут – разбить сани об лед гораздо проще, чем может показаться. А нам на них еще людей возить.
Аэросани между пристанью Руднева и островом Сарпинским начали курсировать 9 февраля, сразу после остановки речных судов. В режиме постоянной готовности находятся еще два аэробота из парка техники МУ «Служба спасения Волгограда», при необходимости они приступят к работе. Планируется, что аэросани будут курсировать от станции Руднева до Сарпинского и обратно до тех пор, пока на Волге не появятся условия для движения речного транспорта.
Фото: Фото и видео Петра Лукашина