Город Свято-Духовский монастырь

Свято-Духовский монастырь

Здание монастыря было построено в 1908–1911 годах другом Григория Распутина – иеромонахом Илиодором.

Местонахождение: Дзержинский район, улица Рокоссовского, 45.

Мужской православный монастырь, который был преобразован из архиерейского подворья в 1912 году. Это действующий монастырь, число братии в котором составляет порядка 15 человек. Монахи активно занимаются миссионерской деятельностью, преподают в православном университете и других учебных заведениях.

Здание монастыря было построено в 1908–1911 годах другом знаменитого Григория Распутина – иеромонахом Илиодором (Труфановым) по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева). Получил всероссийскую известность благодаря агрессивным черносотенным проповедям Илиодора, на которые собирались многотысячные толпы, а затем голодовкам прихожан, протестовавших против выдворения иеромонаха из города.

6 мая 1903 года был образован комитет, ответственный за строительство Свято-Духова монастыря. Городская дума Царицына 17 февраля 1904 года утвердила акт о передаче земельного участка под архиерейское подворье Саратовской епархии, в которой вторым по значению городом был Царицын. Первые здания появились уже в 1905 году: маленький домик пономаря и небольшая летняя церковь, вмещавшая всего 100 человек. Только в 1907 году к церкви пристроили колокольню и трапезную, 28 октября того же года состоялось их освящение. С 1 марта 1908 года во главе подворья епископ Гермоген поставил иеромонаха Илиодора (Труфанова).

Илиодор прибыл в Царицын и быстро стал популярным среди местных жителей. Старая церковь Свято-Духова монастыря не вмещала всех прихожан, и потому по приказу иеромонаха был построен деревянный помост, с которого он и вел пасхальные службы. В 1908 году во время своего визита епископ Гермоген решил вопрос о расширении храма и будущем включении его в замысловатую архитектурную композицию Свято-Духова монастыря. Авторами проекта выступили епархиальный архитектор Василий Петропавловский и иеромонах Илиодор. Стройка завершилась в первой половине 1911 года.

В Свято-Духов монастырь приходили тысячи горожан, чтобы услышать богослужения Илиодора. Но в 1909 году Синод запретил иеромонаху служение, Илиодор назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и продолжал собирать горожан.

Тогда Синод решил перевести Илиодора в Минск, но он не поехал, и постановление было отменено. В 1910 году иеромонах за оскорбление полиции был приговорен судом к месячному аресту, но и это постановление не было приведено в исполнение.

В январе 1911 года состоялось постановление Синода о переводе Илиодора в один из монастырей Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился постановлению Синода и выехал из Царицына, оставив около 500 тысяч рублей долга, сделанного им во время строительства нового храма и других монастырских нужд. Через месяц иеромонах бежал из Новосильковского монастыря (Тульской епархии), вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность.

Кстати, именно в 1911 году Илиодор начинает призывать прихожан рыть пещеры под зданием монастыря. На его призыв откликнулись сотни добровольцев. По рассказам очевидцев, ходы уходили под храм и остальные корпуса, также были подготовлены подземные усыпальницы, которые были рассчитаны на 5000 человек.

В конце 1911 года после неудавшейся попытки свержения Григория Распутина Илиодор и его покровитель епископ Гермоген были сосланы из Свято-Духова монастыря Волгограда. Илиодор – во Владимирскую епархию, в монастырь поселка Фролищи, а Гермоген – в монастырь деревни Жировичи в Гродненской епархии. Проповеди Илиодора получили огромную популярность во всей стране, прихожане собирались толпами, чтобы послушать его речи. Когда любимого народом проповедника выгнали из города, жители протестовали, объявили голодовку, но это никак не помогло им вернуть Илиодора.

В 1918 году большая часть здания реквизирована пришедшими к власти в Царицыне большевиками. В 1919 году, перед самым захватом белогвардейцами Царицына, монахинь монастыря активно привлекали к рытью окопов. После освобождения города в конце 1920 года в части корпусов расположился лазарет, а в другой – рядом с продолжавшими жить в отдельных комнатах монахинями во главе с игуменьей Павлой действовал «концлагерь для нетрудовых элементов» – губернский лагерь принудительных работ. Чуть позднее помещения занял детский дом. В 1923 году дети уступили место комсомольской коммуне, а в 1929 году собор перепрофилирован в кинотеатр на 400 мест с фойе при трех туалетах. Еще через два года, в 1931-м, монастырские корпуса занимает общежитие 200 студентов педагогического института.

В годы войны, до самой немецкой оккупации, в монастыре работали ремонтные мастерские. С приходом немцев обитель стала тюрьмой для пленных красноармейцев и местных жителей, задержанных в размещенной в здании напротив комендатуре (на месте нынешнего жилого дома №2 по улице Рокоссовского).

После окончания войны вся территория монастыря передана расквартированному в Волгограде полку железнодорожных войск. В 50-х годах прошлого столетия военные сносят монастырь практически подчистую, оставив лишь часть фундаментов под новыми трехэтажными казармами. Именно тогда якобы и были засыпаны строительным мусором легендарные илиодоровские катакомбы.

Как религиозный объект Свято-Духов монастырь возрождается в 1990 году с открытием Волгоградской епархии. В переданном армией здании по улице Рокоссовского открываются мужской монастырь, духовное училище и Царицынский православный университет. На территории монастыря сегодня также располагается и резиденция волгоградского архиерея. В 2000 годах армия окончательно терпит поражение от епархии и передает монастырю остававшиеся у нее казармы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления