
Немецкий грузовик Steyr 1500А, перевозивший пехоту и вывозивший раненных в боях за Сталинград солдат вермахта, передан после реставрации в экспозицию волгоградского музея-заповедника «Сталинградская битва».

Как рассказала V1.ru заместитель заведующего отделом экспозиционно–выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Кузьмина, этот немецкий грузовичок в годы войны перевозил и раненых, и резервную пехоту.

– Конечно, для нашего музея это очень ценный экспонат, – рассказала V1.ru Татьяна Кузьмина. – Реставраторы проделали огромную работу, кропотливо подбирая все детали. Восстановить его из обломков один в один с прообразом этой техники – задача не из легких. Ребятам пришлось идентифицировать и собрать огромное количество деталей.
Восстановлением грузовика восемь месяцев занимался известный волгоградский реставратор Павел Аржанов.
-Из частной коллекции известного российского антиквара Дмитрия Бушмакова мы получили раму и передний мост, – рассказывает Павел Аржанов. – Двери, крыша и капот нам достались в очень плохом состоянии. По сути всю ходовую часть пришлось воссоздавать заново. Мы покупали новую резину и рессоры, а тент грузовика мы изготавливали сами по специальным чертежам. Особое внимание стоит уделить приборной доске. За образец была взята приборная доска легкового автомобиля Steyr, который находится в частной коллекции в Самаре. Руль в отреставрированном грузовике родной. Ручки отливали по образцам. Передние фары автомобиля купили в Германии. Сначала автомобиль выглядел неприглядно, но в ходе реставрации он постепенно приобрел новый и брутальный вид. Изначально в грузовике проектировался двигатель воздушного охлаждения, поэтому капот выглядел так необычно. Если разглядывать автомобиль вблизи, то на некоторых деталях можно разглядеть маркировку 1935 года. Стекла ставили новые, а все деревянные детали тщательно изготавливали по оригинальным чертежам.
Павел Аржанов также добавил, что на его предприятии отреставрировали уже более десяти военных автомобилей, большая часть из которых отправилась в московские музеи. А сейчас, в планах у реставратора воссоздать знаменитый советский автомобиль ГАЗ М-1, на которых в годы Великой Отечественной войны ездили представители офицерского состава.

Как рассказал V1.ru директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин, при реставрации немецкого грузовика очень помогли оригинальные детали, подаренные музею известным российским антикваром Дмитрием Бушмаковым.
– Приобретенный нами грузовик – на ходу и в дальнейшем будет активно использоваться в военных реконструкциях, – пояснил Алексей Васин. – Это уже не первое наше сотрудничество с Дмитрием Бушмаковым. В прошлом году музею были им подарены советский танк Т-26 и немецкая штурмовая лодка. В среднем мы приобретаем один-два экземпляра военной техники в год. Приобретение Steyr 1500А обошлось нам в 1,5 млн рублей, и это с учетом того, что значительная часть деталей была получена из частной коллекции.

Мы давно хотели пополнить нашу коллекцию именно немецкой военной техникой. До недавнего времени у нас в коллекции были лишь советские образцы. Сейчас мы увеличили число экспонатов, в том числе за счет немецких автомобилей, потому что гости музея-заповедника должны видеть, на чем воевали против нас наши враги и как тяжело было победить вооруженного и экипированного до зубов противника.
Созданный в 1941 году автомобиль Steyr 1500А называли «основным австрийцем вермахта». После присоединения Австрии к Третьему рейху немецкое руководство решило изготавливать военную технику на базе крупного австрийского автомобильного концерна Steyr-Daimler-Puch, которому было отведено особое место в пополнении военного автопарка.
До конца 1941 года было собрано 3978 автомобилей Steyr 1500А. С началом воздушных налетов на завод объемы производства заметно сократились. Последние 100 экземпляров этого автомобиля австрийской сборки были изготовлены в мае 1944 года.
Фото: Фото Алексея Волхонского, видео Петра Лукашина