В Волгоград с экскурсией по памятным местам приехала чебоксарская делегация ретролюбителей на пяти редчайших советских автомобилях. Ради этого путешествия водителям пришлось смириться с частыми поломками, утомляющей жарой в салоне и недовольством других автомобилистов.
В пробег до Волгограда увлеченные энтузиасты собрались ровно пять лет. Но в нужный момент то ломались и капризничали машины, то менялись планы большинства участников клуба.
– Еще с 2012 года мы планировали поездку по историческому маршруту Волгограда, – рассказывает участник чебоксарского клуба «Газ-21 Ретро» Сергей Исаев. – О предстоящих путешествиях мы договариваемся зимой – все активно голосуют и тянут руки. Но как только подходит время собираться в путь, у каждого второго находится какая-то банальная причина для отказа. Мы долго тянули, но потом с несколькими активистами решили, что дальше откладывать свой приезд просто неприлично.
Чебоксарских автомобилистов, два дня почти не выходивших из-за «баранки», в городе встречает любитель винтажных автомобилей Денис Чадаев. Он как никто другой понимает увлеченных путешественников – несколько лет назад водитель на легендарной «Победе» проехал до Берлина и обратно.
– В Волгоград часто приезжают ретролюбители со всей России, – рассказывает Денис Чадаев. – В 2013 году, например, по городу проехала колонна автомобилей «Победа» из Ханты-Мансийска. В этот раз ребята из Чебоксар обещали собрать в путь только 21-е Волги, но за время подготовки значительно расширили свой автопарк.
В строю прибывших из Чебоксар ретромашин – натертые до блеска «Волги» разных моделей и затесавшийся в их ряды миниатюрный «Москвич-407». Главными раритетами, без которых любители советской классики пять лет стеснялись приезжать в Волгоград, стали военные ГАЗ-67 и Dodge WC. Их владелец Евгений Егоров не просто проверяет машины на длинных дистанциях, а проходит на них боевой путь своего отца.
– Папа всю войну был водителем – сначала ездил на броневике БА-64, а потом пересел на полуторку с кинопередвижкой, – рассказывает Евгений Егоров. – В Кёнигсберге ему довелось поездить и на Studebaker – очень хвалил эту машину. Видимо, любовь к военной технике у меня в крови. В конце 80-х я обменял у соседа ГАЗ-67 1949 года выпуска на дефицитный в то время мотоцикл «ИЖ Планета» с коляской. Использовал машину как повседневную – коллекционный экспонат в гараже мне не нужен.
Для того, чтобы приехать на этом автомобиле в Волгоград, я полтора месяца жил в гараже, а последние две недели вовсе не разгибался. Перед самым отъездом достал из шкафа мундир сержанта Красной Армии образца 1943 года. Надеваю его только по особым случаям.
Почти все участники ретропробега рассказывают, что с детства мечтали о тех легендах советского автопрома, на которых они сейчас колесят по стране. Мечта сбылась, и поэтому частые поломки своих машин ценители автомобильной старины воспринимают спокойно и с пониманием.
Сегодня в общем строю ревущих моторов капризничает только синяя ГАЗ-22 «Волга» – участники автопробега заводят ее исключительно с толкача.
– Специально для дальних путешествий мы берем в путь набор запчастей, – уточняет Сергей Исаев. – Но никогда не угадаешь, что выйдет из строя в этот раз. До Крыма моя «Волга» проехала без единой поломки, и по совету друзей в Волгоград я не взял стартер. По закону подлости, сломался именно он.
Колонну ретроавтомобилей, которую невозможно пропустить даже в плотном потоке, в Волгограде дружно приветствуют и автомобилисты, и прохожие. На парковке горожане любопытно заглядывают в окна советских машин и моментально устраивают ретрофотосессии с легендами советского автопрома.
– На трассе Камышин–Волгоград нас встречали не так дружелюбно, – посмеивается Сергей Исаев. – Мы разгоняемся максимум до 70 км/ч, и водителей большегрузов это очень раздражает. Сигналят, ругаются нам вслед. Видимо, забыли, как раньше ездили на КАМАЗах и «газонах» и сами создавали огромные пробки.
В первый день своего путешествия по Волгограду чебоксарцы по традиции приехали на Мамаев курган и в музей-панораму «Сталинградская битва».
Сегодня владельцы советских автомобилей посетят музей пленения Паулюса в подвале Центрального универмага. Все оставшееся время автомобилисты посвятят своим машинам и перед обратной дорогой экстренно заменят вышедшие из строя запчасти.
Фото: Виктория Рындина