Неизвестные факты о борьбе против большевизма в 20-х годах на территории Волгоградской области, в том числе и о настоящей войне, которую объявили Советской власти орденоносные и прославленные красные командиры, вошли в книгу волгоградского журналиста и краеведа Вячеслава Ященко «Хроника утаенного бунта. Антибольшевистское повстанчество в Нижнем Поволжье и Среднем Дону».
Как рассказал V1.ru Вячеслав Ященко, идея написания книги о повстанцах Нижнего Поволжья и их борьбе с большевиками появилась у него ещё в студенческие годы.
— Изучение истории повстанческого движения в нашем крае — моё хобби. Заинтересовался этой темой в середине 1990-х годов, когда занимался написанием дипломной работы на историческом факультете ВолГУ и искал в архиве документы по истории коммунитарного движения. Случайно я наткнулся на свидетельства, что в 1921–1922 годах коммуны и совхозы в нашей области громили какие-то бандиты.
В документах мелькали имена Фомина, Маслакова, Вакулина, Колесова и других. И вдруг, неожиданно для себя, я нашел документы, в которых утверждалось, что все они — бывшие командиры Красной армии. Откровенно говоря, испытал шок. А когда я узнал, что эти командиры не только были на хорошем счету, но и имели по нескольку орденов Красного Знамени, то понял, что наткнулся на страшную тайну, которую нужно во что бы то ни стало разгадать. Вот и разгадываю ее уже 20 лет. Ни конца, ни края этому не видно!
Во время кропотливой работы в архивах с прочтением воспоминаний современников Вячеслав Ященко открывал совершенно неизученные до настоящего времени страницы истории Волгоградской области.
— Чем больше погружаешься в тему, тем больше удивляют бывшие красные командиры и продкомиссары, восставшие против власти, за которую так упорно бились на фронтах Гражданской войны, — рассказывает Вячеслав Ященко. — Поразили события в Приэльтонье, которое тогда было совершенно не похоже на нынешнюю полупустынную и ненаселенную территорию. Стала открытием, как ни странно, и гуманность ЧК и ОГПУ. Если партизан не попадал с оружием в руках под горячую руку карателей, то он порой мог отделаться лёгким испугом. Удивили и карательные походы красных в мятежные степи, когда дотла сжигались хутора и выселялись семьи степняков. Всё это сильно разнилось с тем романтическим ореолом, который был создан в отношении Красной армии в 1960-х годах и сохранялся до последнего времени. Тема действительно потрясающая и совершенно неиследованная.
Многие свои находки и исторические открытия волгоградец изложил в книге «Хроника утаенного бунта. Антибольшевистское повстанчество в Нижнем Поволжье и Среднем Дону (1918–1923 гг.), вышедшей в одном из столичных издательств.
— В книгу вошли ранее не сследованные и недавно рассекреченные документы государственных архивов Волгоградской и Астраханской областей, а также архива УФСБ России по Волгоградской области. Открытием для меня стали мемуары участников событий, которые хранятся в недрах ГКУ «Центр документации новейшей истории Волгоградской области», — рассказывает Вячеслав Ященко. — Весь этот массив новых знаний позволил, как пазл, сложить в одно целое хронику событий Крестьянской войны, которая бушевала на территории современной Волгоградской области. Четко определились границы изгнаннических зон, которые очень быстро переродились в зоны повстанческой войны, — это Приэльтонье, южные районы бывшей республики немцев Поволжья в Старо-Полтавкинском и Николаевском районах, пойменные леса Медведицы и Хопра.
Появились ответы на некоторые вопросы о взаимоотношениях казачьих инсургентов-мотарыгинцев Усть-Хоперского округа с повстанческой армией тамбовских эсеров Антонова и Токмакова. Открылись новые страницы в истории таких крупных крестьянских выступлений в нашем крае, как восстание степных партизан и восстание голодающих крестьян Поволжья, мятеж комбата Вакулина в Михайловке и крупный рейд его повстанческой армии по четырем губерниям Юга России. Всплыли из небытия и семейные драмы повстанцев. Но очень многое из страшных тайн и трагедий 20-х годов, я уверен, открыть еще предстоит.
Фото: Вячеслав Ященко