Из-за изменения требований мэрии к объектам нестационарной торговли в Волгограде должны поставить за свой счёт утверждённые администрацией новые павильоны. Нововведение оказалось жестоким ударом для местных компаний.
В Волгограде продажу газет и журналов осуществляют «ВДВ», «РИА Профи» и «Союзпечать». Изменения размещения киосков печатной продукции начались ещё в 2016 году. По воле мэрии из 263 объектов торговли в рамках благоустройства города-героя к ЧМ-2018 их осталось менее двухсот. В центре города газетные киоски практически исчезли. Так, на проспекте Ленина от улицы 7-й Гвардейской до ТРК «Ворошиловский» купить на улице газеты и журналы оказалось просто негде.
В начале марта 2017 года глава администрации Волгограда Виталий Лихачёв утвердил новые требования для всех нестационарных объектов города-героя, выделив четыре однообразных типа: киоски, павильоны, торговые галереи и лотки.
Как рассказал V1.ru генеральный директор ООО «Все для вас» Вадим Меркулов, для продажи печатных СМИ выбрали типовой газетный киоск культурной столицы страны — Санкт-Петербурга.
— Для киосков печатной продукции в Волгограде предусмотрен единственный тип киоска — тип 4 «круглая башенка». Он является точной копией типового газетного киоска Санкт-Петербурга и был разработан с учетом архитектуры и климата Питера. На наш взгляд, он не подходит для климатических условий Волгограда, — рассказал представитель сети. — Покупка новых киосков также невозможна в силу низкой рентабельности и социальной направленности деятельности.
В результате нововведения все киосочники должны поставить новые объекты определенного типа, в соответствии с постановлением и согласно виду деятельности. Привести внешний вид печатных киосков в соответствие с новыми требованиями владельцы сетей пытались по-разному.
Как сообщила V1.ru заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Союзпечать» Ольга Калинина, сеть печатных киосков начала выполнять установленные требования.
— В Волгограде и Волгоградской области у нас находится порядка 183 печатных киосков. Мы после установления новых правил торговли начали поэтапно менять старые киоски на новые. Они были неудобны как для покупателей в плане обзора продукции, так и для самих продавцов из-за тесноты внутри киоска, — пояснили свою политику в ОАО «Союзпечать». — Да, это очень затратно для нас и проблематично, поэтому смена такого большого количества киосков, как у нас, будет проходить по определенному графику. В течение этого года планируется полностью обновить весь состав городских киосков.
В связи с большими затратами пойти по такому пути не смогли некоторые владельцы киосковых сетей. Они сделали «косметический» ремонт своих старых киосков, просто обив их листами жести серого цвета. С началом осени неприятности начались у всех сетей, торгующих печатной продукцией.
— Смена киосков и их перемещение немного выбили покупателей из колеи, — рассказали в пресс-службе ОАО «Союзпечать». — Наши постоянные клиенты не сразу нас находили в первое время после вынужденных перемещений, но мы надеемся, что по истечении некоторого времени все привыкнут к новой дислокации.
Попытки других компаний сохранить устаревшие печатные ларьки пока не увенчались успехом.
— 5 сентября всё та же комиссия по вопросам формирования архитектурно-художественного облика Волгограда в одностороннем порядке отозвала принятое два месяца ранее своё решение о согласовании нам индивидуального проектного вида киосков. Нам указывалось на необходимость выполнения визуализаций на фоне места размещения каждого киоска, с учетом отображения вблизи расположенных и размещаемых в будущем нестационарных торговых объектов, — признались в ООО «Все для вас». — Фактически нас обязали подготовить проекты размещения каждого киоска, учитывающие внешний вид объектов, которые в будущем будут размещены рядом.
В ОАО «Союзпечать» считают, что замена старых киосков продиктована временем.
— Рано или поздно пришлось бы произвести замену устаревших киосков. Хотелось бы предлагать жителям свои услуги и товары с позиции уважения. Если посмотреть на старые киоски, то порою их просто становилось жалко. Волгоградцы обходили их стороной, боясь самого вида. Теперь же современные киоски украшают город и привлекают новых покупателей, подкупая своей красотой и чистотой, — говорят в «Союзпечати». — Да, это требует финансовых вложений, но мы не пошли по пути некоторых предпринимателей, которые просто стали обшивать свои старые киоски некачественными материалами, что сказывается на конечном результате — внешний вид таких объектов оставляет желать лучшего.
По мнению дизайнера и урбаниста Елены Стрелковой «киосочная революция» в Волгограде не только очистит город от старой рухляди, но и придаст ему пристойный вид.
— Посмотрите, как выглядели газетные киоски раньше: стоят рядами на самых оживленных улицах, облупившаяся краска, прилавки ржавые и грязные. Многие из них были установлены еще лет 20 назад. Продавцы ютились на своих крошечных местах и часто жаловались, что им некомфортно сидеть на рабочем месте, — считает Елена Стрелкова, — Сейчас на улицах появился долгожданный простор. Вообще, за киоски в Волгограде всегда было стыдно. Словно застрявшие в 90-х, они сейчас стали символами разрухи и отсталости нашего города.
Фото: Алексей Волхонский