В поселке Средняя Ахтуба Волгоградской области в ближайшие годы планируется создать авиационно-спортивный клуб и авиационно-спортивный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. Там будут готовить пилотов малой авиации и, возможно, собирать самолеты.
Зачем Волгограду авиацентр
Как рассказал V1.ru председатель волгоградского регионального отделения ДОСААФ России, лётчик-истребитель Сергей Забеднов, идея создания многофункционального комплекса обсуждается уже несколько лет. Волгоградское отделение ДОСААФ России уже перевозит на аэродром в Средней Ахтубе бесхозные самолёты, установленные в различных уголках региона.
— На сегодняшний день региональное отделение ДОСААФ России, имея государственное задание по подготовке военно-учётных специалистов №100Д «стрелок-десантник» или «воин-десантник», не имеет своего аэродрома. По программе курсанты должны совершать хотя бы три прыжка, помимо прохождения огневой, строевой и тактической подготовки. Мы вынуждены уже два года мониторить погоду и ездить или в Ессентуки Ставропольского края, Шахты Ростовской области или Саратовский регион. Это затраты, которые мы берем на себя. Они не покрываются, потому что транспорту надо за тысячу километров отвезти курсантов, обеспечить их безопасность, проживание, организовать питание.
Существуют также другие задачи по военно-патриотическому воспитанию граждан, в рамках юнармейского движения. ДОСААФ России является учредителем этого движения. Мы создаем и создали ряд юнармейских отрядов. Но согласно всем нормативам и документам должен быть центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. Естественно, это должна быть серьёзная площадка, которая имеет не только земельный участок, но и оснащена плоскостными сооружениями: зданиями, строениями, полосами препятствий, воздушно-десантным комплексом, парашютными вышками и многим другим.
Выполнение ещё одной задачи — это развитие массового спорта.
Мы не только участники приема испытаний граждан ГТО, но и стараемся развивать мотоциклетный спорт, парашютный спорт, авиамодельный спорт, ставим картодромы. Для этого нужны большие площадки.
Разработка концепции и аналоги в других регионах
— В течение двух лет нами велась постоянная работа, — отмечает Сергей Забеднов. — Мы скрупулезно изучали, как и что лучше сделать, досконально прорабатывали концепцию и в итоге обратились к руководству региона. Мы попросили вернуть нам аэродром в Средней Ахтубе со всеми имеющимися строениями и сооружениями, ведь он принадлежал ДОСААФ.
Сейчас начинаем потихоньку возвращать ряд авиационной техники, которая в своё время была разбазарена. В прошлом году мы вернули два АН-2. Сейчас они отремонтированные находятся на заводе ДОСААФ в городе Шахты. Пока нам их просто некуда забирать, чтобы совершать прыжки. Сейчас занимаемся поиском и возвращением другой техники. Мы не можем запросить и новую технику для выполнения госзадания. Те же парашюты без наличия авиационно-спортивного клуба нам просто не дадут. Было принято политическое решение руководства региона и сейчас готовится подписание во второй декаде ноября соглашение о создании авиационно-спортивного центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе Волгоградской области. Оно состоится в присутствии председателя ДОСААФ России, генерал-полковника Александра Колмакова и губернатора области.
В проекте соглашения уже обозначено, что будет осуществлена передача аэродрома Средней Ахтубы ДОСААФ России для создания авиационно-спортивного клуба и авиационно-спортивного центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.
Этот земельный участок площадью 218 гектаров позволит использовать не только существующий аэродром, но и прилегающую площадку. Я ездил две недели назад в Ярославль для изучения опыта реализации таких проектов. Там создается такой же многофункциональный комплекс имени Валентины Терешковой. Построены десантный комплекс, вышка, интересная полоса препятствий протяжённостью 2700 метров. Её трудно преодолеть даже опытным десантникам. Затраты на это составили около 20 миллионов рублей. Сегодня в Ярославле можно проходить пятидневные сборы с ребятами, готовящимися к военной службе. Тоже самое мы хотим сделать и под Волгоградом.
Хочется, чтобы сын говорил отцу: «Па, поехали туда». Сейчас уже доходит до абсурда, когда двое на лавочке сидят и переписываются друг с другом. Нужно воспитывать выдержку, физическую закалку, волю, характер. Чтобы позволить человеку выжить, а не только готовиться к армейской службе. Современный образ жизни накапливает усталость, надо больше двигаться. А когда это будет интересно и доступно, сможем постоянно поддерживать себя в тонусе.
Что будет представлять из себя новый комплекс
— Помимо таких сооружений нами планируется поставить огромный тир, картодром, мотоциклетную трассу. — продолжает председатель волгоградского регионального отделения ДОСААФ. — Особый акцент хочется сделать на развитии полётов малой авиации. Для этого планируется сделать базу для подготовки пилотов малой авиации и обеспечить им выдачу удостоверений пилота. Уже сегодня около 40 наших образовательных учреждений проводят подготовку по 100 профессиям. Следующим шагом должно быть появление профессии «пилот малой авиации». Сейчас в ДОСААФ готовят водителей маломерных судов, почему бы не готовить профессионально пилотов?
Постепенно мы планируем наращивать авиационный парк. Ведь сейчас мы в состоянии за час долететь от Волгограда до Урюпинска. Это уже реально. Есть предложения наладить сбор и выпуск в регионе двухместных самолётов.
Когда-то аэродром готовил на Л-29 лётчиков-резервистов. Самолёт стал символом этой подготовки. В Средней Ахтубе уже стоит один Л-29 на трассе, а на аэродроме поставим ещё один. Аэроклуб подготовил многих пилотов и даже первый летчик, совершивший таран на реактивном самолёте, Геннадий Елисеев учился здесь.
Также продумываем, как организовать парапланеризм и запуск аэростатов. Место удобное — за 30 минут можно добраться от центра Волгограда. В планах и топливно-заправочная станция.
Кому страшно прыгнуть с самолёта — смогут попробовать свои силы в прыжке с вышки.
Кто-то приехал и решил погонять на мототрассе, поиграть в страйк-болл, или пострелять в тире из боевого оружия. Всё это будет.
Работа интересная и затратная, как по времени, так и по деньгам. Она очень ответственна. Сейчас мы готовим представление в голове и на плоскости. Должны быть и спортивные объекты: футбольное и баскетбольное поля. Чтобы сюда приехали люди, прыгнули с парашютом, и было где посидеть покушать. Возникает мысль о кафе, затем о ночлеге — нужна гостиница или отель, смотровые площадки.
Хочется, чтобы люди хотели поехать в этот центр. И хочется, чтобы там пахло авиационным духом.
Поэтому, чтобы они приезжали в создаваемый центр, мы должны сделать площадки, которые были бы интересны различным категориям людей, как по возрасту, так и по увлечению. Мы также хотим создать выставку, посвящённую развитию авиации и героям покорителям воздушного пространства.
«Неуместные» самолёты на Мамаевом кургане
Необходимы самолёты. Когда-то Качинское училище просто раздербанили, по-другому это назвать нельзя. Самолёты растаскивали по городам и весям, хорошо, что большая часть оказалась в Камышине, где за ними следят.
Выскажу своё личное мнение, что загнанные на задворки Мамаева кургана волгоградские самолёты находятся там ни к селу, ни к городу. Мамаев курган — это мемориальный комплекс.
Постамент у Родины-матери стоит на 16-и метровых сваях, а вокруг в семь рядов уложено 34,5 тысячи гробов защитников Сталинграда. Сегодня правильнее показывать и делать акцент на этой тематике, памяти защитников. Когда туда притащили современные самолёты, спасибо, конечно, что их спасли, но это немного неправильно. Логичнее с разрешения властей передать их на ответственное хранение ДОСААФ и сделать в центре музей самолётов под открытым небом. Надеюсь, в будущем так оно и будет.
Сегодня мы стягиваем в Среднюю Ахтубу весь парк бесхозных самолётов. Уже забрали два МиГа с парка на проспекте Жукова. Землю там уже передали частнику. Он мог бы сдать самолёт на металлолом, но мы его аккуратно вывезли. Самолётам было необходимо расстыковать лопасти, крылья, всё снять, взять мощный кран, установить их на платформу и аккуратно перевезти. Такие случаи не единичны.
Многие покушались на самолёт в Бекетовке, брошенный в воинской части без охраны. Передать его физическому лицу мы посчитали просто несерьезным и тоже перевезли его. Хочется, чтобы люди увидели на постаментах как можно больше моделей самолётов: Ил-29, Миг-17, чтобы была видна авиатематика.
Ещё один Л-29, незаконно украденный у ДОСААФ, мы нашли по номеру в Средней Ахтубе и скоро заберём. Время идёт, и молодёжь должна их видеть и трогать. Нужны демонстрационные полёты, прыжки.
Название комплекса
По задумке, комплекс будет состоять из двух подразделений: клуба и центра.
Клуб хочется назвать «Качинским». Ведь 44 года из 88, там пробыла школа училища, которую я и сам закончил в 1985 году, и потом пролетал 20 лет. А центру хочется дать имя легендарного лётчика Александра Покрышкина. Качинская школа — это первая авиационная школа в России и мире, организованная князем Александром Михайловичем с разрешения Николая II. В 1911 году царь проводил первый выпуск из 11 человек. Интересно, что уже в Советском Союзе звезда героя под №1 была выдана выпускнику Качинского училища. Первый дважды Герой Советского Союза — выпускник Качинского училища, первый трижды Герой — маршал СССР Александр Покрышкин, тоже выпускник училища.
Может быть, общее название создаваемого комплекса будет «Качинский авиационно-спортивный центр имени Покрышкина».
Центр «Юнармии» на Лысой горе и в Средней Ахтубе
Как писал V1.ru в Волгограде подготовлен проект создания ещё одного патриотического комплекса на Лысой горе в Советском районе. Там также планируется создание центра для «Юнармии». Председатель волгоградского регионального отделения ДОСААФ Сергей Забеднов пояснил их принципиальные функциональные различия.
— Это абсолютно разные центры. Юнармия развивается, но пока помещение у движения существует одно, и оно находится у нас. Юнармейский центр на Лысой горе — это центр, который призван показать движение вперёд и дух юного армейца. То есть атмосферу, когда человек подготовку к военной службе впитывает, как говориться, с молоком матери. А авиационно-спортивный центр подразумевает уже конкретную подготовку, а не определение направления, складывающееся в голове подростка.
Это те же пятидневные сборы, рассчитанные для юношей, начиная с 10-х классов. Это и марш-броски, полосы препятствий, полевые сборы, стрельба в тире, жизнь в палатках. В юнармейском центре нет четкой специализации, там более общие образовательные задачи. А здесь спорт и подготовка. Строевая, парашютная, огневая. В том центре это организовать проблематично. Условия рассчитаны больше на привлечение внимания ребят, а когда зерно зародилось, они будут приходить к нам и уже смогут воплотить свои мечты в жизнь: сесть за мотоцикл или прыгнуть с парашютом, попасть в самолёт. Научиться преодолевать себя!
В ближайшее время мы подпишем отдельное соглашение с комитетом образования Волгоградской области об увеличении количества бесплатных кружков для школьников до 100. Сейчас их на территории региона работает около 30.
Реализация и сроки
— Во второй декаде ноября мы планируем подписать соглашение с руководством региона, — уточняет Сергей Забеднов. — Надеемся, что все документы по передаче самого участка будут оформлены в декабре. После этого будет создаваться центр. Кто учредитель, тот и имеет право тратить средства. Спортивный комплекс будет делать исключительно ДОСААФ, а центр будет создаваться при участии администрации области и других хозяйствующих структур.
Хотелось бы в следующем году уже не ездить по другим городам, а хотя бы осуществлять минимальные требования по парашютным прыжкам курсантов. Также планируем начать строить полосы препятствий и, может быть, приступить к возведению воздушно-десантного комплекса. Запустить полноценную работу всех площадок возможно удастся лет через пять. Пока объёмы необходимого финансирования нам непонятны. Хотелось бы поучаствовать в различных грантах и получить государственные задания от министерств образования и обороны, по примеру патриотических центров Москвы.
Прошлое-настоящее-будущее
— Волгоград как Сталинград — символ победы нашего многонационального народа, — отмечает глава волгоградского ДОСААФ. — И позиционируется как центр патриотического воспитания. Пока у нас есть только историческая память в виде мемориалов, а что дальше? Дальше нужно уходить на осуществление мечты. Одной войной мы не можем жить всегда. Мы должны помнить её, чтобы избежать в будущем тех страшных событий. Поняв это, мы должны иметь настоящее в виде многофункционального центра и мечту, для осуществления её в будущем.
В центре должны закладываться определенные азы, а дальше человек идёт вперёд. Чтобы молодой человек, получив представление об авиации и парашютных прыжках, о гонках, задумался о новой профессии, новых открытиях. Центр должен быть толчком для этого.
Не нужно создавать центр, чтобы там просто кого-то занять. Нет — это ответ на вопрос, а что дальше? Должна быть мечта о космосе, авиации, технических и спортивных достижениях. Или просто об овладении другими профессиями.
Многие говорят, а какие завтра будут самолеты? А вот такие, как сказал президент — через 50 лет за 20-40 минут можно будет долететь от Москвы до Владивостока. Вчера мы ещё не думали, что будут самолёты пятого поколения, которые невидимы радарами и не сваливаются в штопор. А сегодня это уже реальность!
Фото: Мария Часовитина