Город Культура Настоящая история «безвинно замученных» в Сталинграде немцев

Настоящая история «безвинно замученных» в Сталинграде немцев

Пленных нацистов лечили, обеспечивали качественным питанием и платили им зарплату.

Солдаты подмявшей под свою железную стопу практически всю Европу армии вызывали жалость у сталинградцев

Волгоград невольно оказался в центре скандала всероссийского масштаба. Слова российского школьника Николая Десятниченко о том, что многие солдаты Вермахта не хотели воевать и безвинно погибли из-за тяжелых условий в плену, разлетелись по всей стране и наделали немало шума. О том, как на самом деле сложилась судьба плененных под Сталинградом немецких солдат и офицеров, V1.ru рассказал заместитель заведующего музеем «Память» Олег Фирстков.

Точных данных о том, сколько немцев попало в плен под Сталинградом, не существует. В каждом отдельном лагере для военнопленных учет содержавшегося там контингента, несомненно, велся, но соответствующие архивные данные до сих пор не систематизированы. Поэтому эта работа все еще ждет своего исследователя.

После начала контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 года в окружение попала 330-тысячная группировка противника. Но в плену оказались далеко не все находившиеся в «котле» гитлеровцы. Часть из них вермахту удалось эвакуировать самолетами, часть погибла. На завершающем этапе операции «Кольцо», с 10 января по 2 февраля 1943 года, в плен попала 91 тысяча солдат, 2,5 тысячи офицеров, 24 генерала и один фельдмаршал. Но общее число плененных под Сталинградом немцев было больше — некоторые историки считают, что их было около 200 тысяч человек.

Руководство Советского Союза довольно быстро осознало, что в условиях разрушенного и разоренного войной Сталинграда содержать такое огромное количество пленных невозможно. И уже 1 марта 1943 года вышло распоряжение о перемещении взятых в плен немецких солдат в другие регионы страны.

Около трети военнопленных погибли в первые месяцы плена, найдя свое последнее пристанище в мерзлой сталинградской земле. Пик их смертности пришелся на февраль-март 1943 года.

— Примерно 70 процентов из попавших в плен немцев имели серьезные обморожения и дистрофию второй и третьей степени, — объясняет Олег Фирстков. — Почти каждый из них страдал авитаминозом. То есть это были уже тяжело больные, изможденные люди. Даже если бы они были помещены в идеальные условия, большинство все равно бы погибло. Просто потому, что пережитые ими голод и холод, а также полученные в боях раны имели необратимые последствия для здоровья. Кроме того, немалое количество военнопленных стали жертвами эпидемий — дизентерии и тифа.

Историк отмечает, что последствия для пленных немцев были бы куда менее катастрофичными, если бы командующий шестой немецкой армией Фридрих Паулюс согласился на условия выдвигавшихся ему ультиматумов и отказался от сопротивления, сохранив тем самым жизнь и здоровье своих солдат.

Продуктовая пайка и оздоровительные лагеря

В общей сложности на территории Сталинградской области находилось 40 лагерей-распределителей для военнопленных, 27 из которых располагались непосредственно в Сталинграде. Самым крупным из них был лагерь в Бекетовке — там содержалось около 70 тысяч человек. В районах области действовало 13 лагерей — в Городище, Дубовке, Котельниково, Иловле, Камышине, Урюпинске и ряде других населенных пунктов. Как правило, их размещали вдали от зоны боевых действий — чтобы у заключенных не было возможности сбежать, воспользовавшись суматохой, вызванной, например, неожиданным вражеским авианалетом.

С учетом большого количества пленных, на первом этапе их размещали в разбитых, не приспособленных для жилья зданиях и землянках. Со временем в лагерях были возведены специально предназначенные для содержания пленных корпуса.

Населенные пункты Сталинградской области, в которых располагались лагеря для военнопленных

Нуждавшихся в лечении гитлеровцев определяли в особые оздоровительные лагеря. Из-за острого дефицита квалифицированных медицинских кадров, которых не хватало даже в строевых частях Красной Армии, к лечению немцев часто привлекались врачи из числа самих же военнопленных. На конец февраля 1943 года на территории Сталинградской области действовало 15 госпитальных точек для пленных гитлеровцев.

— Там оказывали первичную помощь нуждающимся, — уточняет Олег Фирстков. — О каком-то первоклассном лечении говорить, конечно, не приходится. Как правило, туда отправлялись на карантин больные эпидемическими заболеваниями, в том числе педикулезом. То есть нечеловеческими условия содержания пленных назвать нельзя, хотя они были, естественно, сложными. Вся страна тогда жила в тяжелых условиях, поэтому нет ничего удивительного в том, что несладко было и пленным. Германия, опять же, своих пленных ни продуктами, ни лекарствами не снабжала. Поэтому все эти заботы легли на плечи Советского Союза.

Здесь стоит упомянуть о запущенном некоторыми блогерами мифе о том, что население Сталинграда якобы нередко забивало до смерти камнями и палками пленных гитлеровцев, и конвойные, относясь с пониманием к чувствам жителей города, этому не препятствовали. Волгоградские ученые-историки, несмотря на то, что занимаются глубоким изучением этой темы, такими данными не располагают. Зато задокументированы многочисленные воспоминания сталинградцев совсем иного плана. Жители разрушенного до основания города, несмотря на то, что многие из них потеряли родных и близких, сами страдая от голода, делились с пленными последним. Вопреки всему, они жалели оборванных и истощенных солдат армии противника и тайком передавали им еду.

В музее-заповеднике «Сталинградская битва» есть интересный экспонат — коробка от бисквитов. В лагеря для военнопленных пускали представителей «Красного креста», и кто-то из них, желая хоть как-то облегчить участь невольников, передал немцам немыслимое по лагерным меркам угощение. Когда колонну пленных прогоняли по городу, один из них подозвал сталинградскую девочку и отдал ей эти бисквиты. Потом уже взрослая женщина, сохранившая оставшуюся от подарка немца коробку, передала ее на хранение в музей.

К слову, кормили пленных в соответствии с определенными правительством нормами довольствия. В их рационе были и рыба, и мясо, и хлеб. Диета рассчитывалась в соответствии с потребностями взрослого человека. Хотя со снабжением лагерей для военнопленных продуктами случались перебои, голодом «гостей» из Германии никто не морил. Конечно, кормили военнопленных не так сытно, как советских солдат, но и расход энергии у принимающего участие в боевых действиях бойца был несравнимо выше, чем у пленного.

«Курсы повышения трудового мастерства» и зарплата

Первое время заключенные гитлеровцы были заняты обустройством собственного лагерного быта — строили бараки, производственные мастерские, бани, клубы, приводили в порядок территорию лагеря. К работам по восстановлению разрушенного Сталинграда в массовом порядке их начали привлекать с весны — лета 1943 года. Они занимались расчисткой улиц, разбором завалов и сбором пригодных к использованию стройматериалов.

— В большинстве случаев немцев привлекали к низкоквалифицированной работе, — рассказывает Олег Фирстков. — Но некоторые из них, прошедшие специальное обучение, под надзором советского бригадира занимались кладкой кирпича. При лагерях организовывались специальные курсы, пройдя которые пленные получали профессии каменщика или слесаря.

Весь контингент был разделен на три трудовые категории: основная группа, условно годные и негодные к физическому труду. Кто был здоров — того можно было привлекать к тяжелой работе, ограниченно годным давали работу попроще, а негодные занимались несложной работой по лагерю или были освобождены от труда вовсе.

Ближе к концу войны военнопленные начали даже получать за свою работу зарплату. У них была возможность переводить эти деньги на книжки. Поэтому многие, возвращаясь в Германию, уже имели не только навыки строителя, слесаря или токаря, но и некоторую сумму на обустройство своей послевоенной жизни.

Сколько пленных немцев вернулось на Родину?

По подсчетам немецких историков, из общего числа плененных под Сталинградом их соотечественников в Германию вернулось всего шесть тысяч человек. То есть, если взять за основу далекие от объективности и достоверности данные о 200 тысячах захваченных в плен под Сталинградом солдат вермахта, всего три процента от их общего количества. Но российские историки считают эту цифру сильно заниженной.

Дело в том, что пленные распределялись по всей территории Советского Союза, и какого-то специального учета «сталинградских» пленных никто не вел. И потом, с 1992 года, когда в оборот была запущена цифра в шесть тысяч возвратившихся домой немцев, попавших в плен под Сталинградом, прошло уже немало времени. С тех пор было открыто немало лагерных архивов, однако кропотливым изучением их содержимого и систематизацией соответствующих данных еще никто не занимался.

Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1

Фото: музей-заповедник "Сталинградская битва"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
66
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления