Жители пятиэтажного панельного дома №62 на улице Быстрова в Кировском районе Волгограда на грани отчаяния. Несмотря на все обещания мэрии, их дом продолжает расползаться по швам. В ночную оттепель раздался настолько оглушающий треск, что люди не выдержали и вызвали спасателей.
Первые трещины покрыли стены двух подъездов дома почти десять лет назад — в 2008 году.
— Приходили специалисты и убеждали нас, что это температурные швы, — рассказывает жительница второго подъезда Надежда Ткачёва. — Потребовался целый год, чтобы они поняли, что ошиблись. Приходили три человека с проектного института. Просто с порога посмотрели, что у меня в квартире творится, и написали проект. Дом наш было решено укрепить сваями. Первый подрядчик за месяц установил пять свай, но потом, по каким-то причинам, пропал. Может быть его специально «слили». Потом все шло ни шатко ни валко. В общем, целых четыре года нам ставили 22 сваи. Самое интересное, что срок действия проекта — три года. То есть, сваи ставили по проекту, по которому было уже нельзя работать.
Одна из главных причин разрушения дома, считают жильцы, — стекающие под дом грунтовые и талые воды. Рядом с пятиэтажкой начинается громадная возвышенность Ергеней. На ней — сотни частных домов. Когда тает снег или идёт дождь, вода потоками уходит в подвалы дома. Вдобавок, жители дома на Быстрова не исключают, что в частном секторе проводили централизованную канализацию, что также могло спровоцировать подвижку грунта.
— Один раз по периметру дома сделали земляную насыпь, но ее очень быстро размыло. Таким образом нас пытались оградить от подтопления, но дом продолжал разваливаться, — вспоминает Надежда Ткачева, — Позже нам сообщили, что по проекту, по всем квартирам нужно ставить специальные уголки и штанги, на которые будут опираться плиты. По плану нужно было сделать много дыр в стенах. Я объяснила, что им придётся сверлить труху, а дюбеля держаться не будут. Мастера какое-то время были в ступоре, а позже сказали: «Отступать от проекта не будем ни на шаг. Мы сделаем, а там посмотрим». Тогда нам удалось их отговорить бессмысленно дырявить стены. Теперь это стало «козырной картой» для городской администрации. Сейчас власти считают, что сделали всё возможное, чтобы спасти наш дом, ссылаясь на то, что мы сами отказались три года назад впускать мастеров.
Жильцы утверждают, что той проектной группы, которая проводила экспертизу несколько лет назад, больше не существует. На днях был нанят еще один эксперт, якобы за пятнадцать тысяч рублей.
— Он зашел в квартиру, быстро сфотографировал и сказал, что ему всё понятно. Я его даже в лицо запомнить не успела, — разводит руками Надежда Ткачева. — Выяснилось, что по его наблюдениям износ дома — 91%, и на этом основании в мэрии дом признали аварийным.
По словам Надежды Ткачёвой, к ситуации с их пятиэтажкой уже пыталась подключиться прокуратура.
— Приезжало телевидение, и местный прокурор на камеры заявлял, что обязуется взять ситуацию на контроль, — вспоминает жилец треснувшего дома. — Несколько лет прошло с тех пор, и я решила навестить представителей надзорного органа. Я напомнила, что они обещали повлиять на ситуацию, а мне ответили: «Вы знаете, у нас нет денег, чтобы вам помочь». Вот так.
Соседке Надежды Ткачёвой досталось не меньше. В зале стена покосилась, а на балконе начали расходиться плиты. В потолке появились сквозные трещины. Пожилой женщине приходится постоянно их замазывать.
— Куда мы только не писали, — рассказывает жительница дома Людмила Громакова. — С нами жил ветеран Великой Отечественной войны. Он умер в прошлом году. Двух месяцев не дожил до 99 лет. От его имени много раз обращались, но все без толку. Боролись, как могли, писали во все инстанции вплоть до генеральной прокуратуры. Все проверки спустились вниз в управляющую компанию. За последние девять лет они каждые три года меняют название. Причём люди остаются одни и те же. Так они сказали, что всё хорошо, причины разрушения уже давно устранены. Последнее обследование дома завершилось установкой новых маячков на щелях. Они составили компанию тем, которые стоят в подъезде еще с 2014 года.
Около трех лет лестничные пролёты в доме поддерживаются специальными подпорками. Но риск обрушения первых двух подъездов остаётся высоким. Некоторые жильцы больше не хотят оставаться в трещащем по швам доме, покинули свои квартиры и живут у родственников.
В администрации Волгограда, в свою очередь, считают, что в доме на улице Быстрова произошли незначительные подвижки грунта, но состояние конструкций не подверглось значительным изменениям. В мэрии сообщили, что по проекту в 2015 году должны были проводиться восстановительные работы, включая некоторые квартиры, но жильцы сами воспрепятствовали ремонту. В ближайшее время будет вновь проведено обследование дома и разработаны дальнейшие инженерные решения по его спасению.
Подписывайтесь на новостной канал в Telegram. Будьте первыми по информированности! Переходите по ссылке: https://t.me/newsv1
Фото: Виктор Ястребов